Особенности натурализации в РФ лица без гражданства

Можно ли жить в России человеку без гражданства?

Четкого ответа на этот вопрос нет. Все зависит от того, к какой категории относится лицо законодателем.

  1. Если, лицо временно проживает в России, у него есть виза, то нахождение лица ограничивается лишь ее сроком. В случае безвизового режима между странами, установлен срок не более 90 дней. Если у ЛБГ есть договор с работодателем, то возможно проживание на срок действия договора, не свыше 12 месяцев.
  2. Как говорилось выше, при наличии вида на жительство – 5 лет с последующей перерегистрацией каждые 5 лет. При получении лицом разрешения в пределах квоты, предоставляется возможность проживания в течение 3 лет.

Возможно изменение срока в сторону продления или сокращения в силу определенных обстоятельств. При сокращении срока, лицу следует покинуть страну в течение 3 дней. При аннуляции разрешения, необходимо выехать в течение 15 дней. Находиться без гражданства на территории РФ можно, однако это будет сопровождаться определенными сложностями из — за отсутствия внутреннего паспорта.

Указанные основания закреплены статьей 14 Федерального закона, а также ч.

Документы, необходимые для получения гражданства

При обращении с ходатайством о гражданстве РФ, необходимо будет предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление (2 экземпляра);
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • ВНЖ (оригинал документа и его копия);
  • Документ, подтверждающий отказ от гражданства иной страны;
  • Документы об образовании;
  • Сертификат, подтверждающий сдачу экзамена на проверку знаний русского языка;
  • 4 Фото;
  • Справка, подтверждающая источник дохода заявителя;
  • Свидетельства о рождении детей (если есть дети);
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Если получение гражданства происходит по упрощенной схеме, то потребуется предоставить документы, подтверждающие это право.

Важно! Все документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык и заверены у нотариуса.

Документы, необходимые для получения гражданства.

Путь к российскому паспорту

Приём в гражданство РФ производится в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-Ф3. Согласно этому закону, получение гражданства Российской Федерации возможно в упрощенном или общем порядке.

Для получения гражданства РФ в общем порядке требуется: быть старше 18 лет, непрерывно проживать на территории РФ в течение 5 лет (срок сокращается до 1 года для высококвалифицированных специалистов в области науки, техники или культуры, беженцев), иметь законный источник доходов, обязаться соблюдать Конституцию и законы РФ, владеть русским языком.

Таким образом, натурализация гражданства – довольно трудоемкий процесс, во время которого нужно придерживаться всех правил, прописанных законодательством.

Для получения гражданства РФ в общем порядке требуется быть старше 18 лет, непрерывно проживать на территории РФ в течение 5 лет срок сокращается до 1 года для высококвалифицированных специалистов в области науки, техники или культуры, беженцев , иметь законный источник доходов, обязаться соблюдать Конституцию и законы РФ, владеть русским языком.

Права апатридов в РФ

Каким образом права лица без гражданства в России отличаются от прав иностранных представителей, имеющих гражданство своей страны? Несмотря на разные статусы, апатриды на российской земле пользуются теми же правами, что и иностранцы, имеющие определенную государственную принадлежность. Условно апатридов можно разделить на отдельные группы.

  1. Те, кто по объективным причинам не успели получить этот статус. Фактически, это каждый новорожденный до момента, когда гражданство малыша будет зафиксировано свидетельством о рождении. Учитывая то, что такой документ оформляется сразу же, младенец считается апатридом всего несколько дней. Когда же родители новорожденного – апатриды, ребенок не становится россиянином автоматически. Если человек рождается лицом без какого-либо гражданства, то это требует, чтобы после получения документации о рождении гражданский статус новорожденного был оформлен по всем правилам.
  2. Лица, отказавшиеся от своего гражданского статуса. Многие страны требуют оформить отказ от предыдущей государственной принадлежности для получения новой. Если нельзя иметь второе гражданство, убывающее за рубеж на ПМЖ лицо лишается всех своих документов и в результате становится апатридом.
  3. Лишенные гражданства. Сегодня принудительным путем прекратить гражданство РФ невозможно. Однако власти могут отменить решение о получении российского гражданского статуса иностранцем, если на то будут основания.
  4. Люди, потерявшие свой гражданский статус в результате исчезновения государства. Например, после развала СССР очень многие лишились своего гражданского статуса. Сейчас их осталось немного, и оформить российский гражданский статус они могут по особой процедуре.

Апатриды и иностранцы несут те же обязанности перед государством, что и граждане страны, обладают правами, за вычетом установленных в законодательстве исключений. Эта категорий жителей России не имеет избирательного и ряд других прав политического характера. Апатриды не могут служить в армии, работать в определенных сферах. Апатриды, как и граждане иностранных держав, не могут посещать приграничные зоны, военные поселения.

Изучая вопрос, можно ли жить без гражданства, следует понимать, что у апатрида отсутствует социальное обеспечение, он не сможет оформить пенсию ни по инвалидности, ни по старости. Однако апатрид может заявить свое право на гражданский статус РФ в соответствии с Законом о гражданстве. Иностранцы и лица, не имеющие государственной принадлежности ни к одной из мировых держав, могут оформить в России документ временного проживания, а после этого – вид на жительство.

Например, после развала СССР очень многие лишились своего гражданского статуса.

Что это такое

Состояние, когда человек не имеет гражданства определенного государства, по-другому именуется безгражданством или апатризмом и является предметом регулирования в международном праве.

В современных правопорядках гарантии прав человека и личности во многом связаны с его гражданством: социально-экономические права, правовая и дипломатическая защита предоставляются государством прежде всего своим соотечественникам.

Даже в современных и развитых странах возможны коллизии права, ведущие к апатризму.

В частности, гражданство Лихтенштейна теряется при вступлении его гражданина в брак с иностранцем, а если у аргентинцев рождается ребенок на территории другого государства, он может стать лицом без гражданства.

Международное право исходит из того, что состояние безгражданства должно сокращаться, а самим апатридам страны их пребывания должны гарантировать все права человека, основные социально-экономические права и, при желании лица, давать возможность получить гражданство на законных основаниях в стране проживания.

Апатрид (от греч. apatris — не имеющий отечества) или лицо без гражданства согласно международному праву — это человек, который не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу законодательства последнего.

Основными международными документами об апатридах, являются:

  • Конвенция ООН о сокращении безгражданства (1961 года);
  • Конвенция о статусе апатридов (1954).

Во многих государствах, включая Российскую Федерацию, существуют законы, и специальные административные процедуры, устанавливающие особенности правового статуса лиц без гражданства.

Апатрид от греч.

Права и свободы

Законодательство не ущемляет интересы апатридов, проживающих в РФ. Общечеловеческие права лица без гражданства в России соблюдаются. Свободы, предоставляемые апатридам:

  • возможность подачи заявления для официального получения гражданства;
  • медицинское обслуживание при наличии страхового полиса;
  • выбор территории проживания;
  • официальное трудоустройство;
  • открытие малого бизнеса;
  • получение образования.

Расширение прав апатридов возможно при оформлении РВП. По истечении одного года член общества имеет право написать заявление на ВНЖ. Постепенное оформление документов дает возможность получить гражданство.

По истечении одного года член общества имеет право написать заявление на ВНЖ.

Процедура оформления натурализации

Несмотря на то, что каждая страна является уникальной и имеет свои особенности, выдача гражданства в порядке натурализации практически везде одинаковая. Для его приобретения нужно пройти 3 этапа:

  • сбор и подача документов;
  • прохождение проверок;
  • рассмотрение дела и выдача решения.

Для начала необходимо обратиться в миграционные органы, которые занимаются рассмотрением дел о выдаче гражданства в порядке натурализации. Там можно получить информацию о необходимом списке документов, которые нужно собрать и подать на проверку. Важно указывать только достоверную информацию во всех документах. Если какие-то данные были изменены, об этом нужно обязательно сообщить.

Когда документы поданы на рассмотрение, необходимо пройти ряд проверок. На этом этапе нужно сдать тест на знание государственного языка, основ законодательства, истории и культуры. В некоторых странах обязательным является знание гимна. Подготовиться к экзамену можно с помощью специальных учебных материалов, которые доступны бесплатно в интернете. Также есть возможность посещения курсов.

Для большинства кандидатов наибольшей проблемой является проверка знания языка. Особенно это касается стран, в которых государственный язык довольно сложный. Тест состоит из 4 частей и предусматривает проверку понимания написанного текста и речи на слух. Помимо этого нужно сдать говорение и письмо. Освобождаться от сдачи теста могут лица, которые обучались на территории страны на государственном языке. Кандидаты старше 65 лет также являются исключением.

После завершения проверок весь пакет документов отправляется на рассмотрение. Там происходит сверка указанной и фактической информации, а также соответствие бумаг требованиям законодательства. Для приобретения гражданства в порядке натурализации нужно выполнить ряд условий, которые будут проверяться.

После прохождения всех проверок, нужное дело отправляется на окончательное рассмотрение. Как правило, выдачей гражданства занимается ответственный министр. Когда решение принято и статус выдан, необходимо явится в миграционный орган и получить свидетельство о натурализации. С этого момента человек становится гражданином. Далее нужно получить паспорт и на этом процесс оканчивается.

Особенно это касается стран, в которых государственный язык довольно сложный.

В чем заключается процедура установления личности

Если ни одного из указанных документов апатрид, находящийся в России, предъявить не может, в целях собственной идентификации и получения удостоверительных документов, он вправе обратиться в ГУВМ МВД для прохождения процедуры установления личности. Согласно п. 1 ст. 10.1 закона «О правовом положении иностранцев в РФ», для этого ему потребуется подать соответствующее заявление по месту жительства или пребывания. В нем необходимо указать персональные анкетные данные, а также цель и обстоятельства появления в России.

Кроме того, необходимо будет представить любые документы, идентифицирующие апатрида, в том числе:

  • недействующий паспорт или свидетельство о рождении;
  • документ о смене имени или иных анкетных данных;
  • документ об образовании, военный билет, трудовая книжка;
  • водительские права, удостоверение пенсионера, справка из тюрьмы и любые другие документы, содержащие анкетную информацию для идентификации лица.

На этом процедура установления личности только начинается.

В рамках дальнейшего установления сотрудники миграционных органов:

  1. опрашивают ЛБГ для получения информации о его личности;
  2. опрашивают заявленных ЛБГ свидетелей, проводят проверки по его месту жительства или пребывания;
  3. делают запросы в иностранные государства и используют отечественные миграционные базы данных;
  4. проводят дактилоскопическую экспертизу;
  5. проводят процедуру опознания апатрида с участием заявленных им свидетелей и так далее.

Если по результатам проведенных мероприятий персональная информация, указанная апатридом, найдет свое подтверждение, ему будет выдано заключение об установлении личности, которое может выполнять функцию временного удостоверительного документа.

Оформить его можно в пределах срока действия визы или же срока безвизового нахождения в стране.

Лицо без гражданства, как это понять?

Тема настолько узкопрофильная и столь же сложная даже для лиц которые в силу своей деятельности занимаются гражданством.

Сложность заключается в недооцененности законодателями этой сферы жизни. Скажем по русски, законодательство, формулировки и процедуры в этих вопросах настолько расплывчаты, что черт ногу сломит. Но мы вам расскажем как все выглядит в этой сфере на данный момент.

Начнем с цифр, по словам руководителя ГУ ВМ МВД России Казаковой В.Л., которые она озвучила в интервью газете « ИЗВЕСТИЯ» , что лиц без гражданства, которые находятся в поле зрения МВД и которые не могут реализовать свой статус около 5 000 человек. Но как признается и сама их может быть и больше.

По мнению многих правозащитных организаций, которые занимаются этой сферой, лиц без гражданства в России на данный момент около 300 тысяч.

Собственно лицо без гражданства, согласно 115 ФЗ « О правовом положении иностранных граждан» -это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Все казалось бы прекрасно, но отсюда и начинается долгая и тяжелая дорога к заветному паспорту гражданина России.

После установления личности вам должны выдать заключение об установлении личности обязаны выдать-требуйте.

Натурализация гражданства или как гражданину изменить статус

Ежегодно на территорию РФ приезжают десятки тысяч мигрантов с целью постоянного проживания и трудоустройства в стране. Причём многие приезжие иностранцы стремятся остаться в России навсегда, изменив свой правовой статус и поменяв гражданство. Оснований для приобретения российского подданства может быть много, однако если они отсутствуют, то остаётся один выход — это натурализация гражданства.

Говоря простым языком, натурализация представляет собой получение иностранцами Российского гражданства по заявительному принципу в индивидуальном порядке.

Получение паспорта с территории России

Все остальные способы вступления в число россиян требуют того, чтобы человек на законных основаниях находился в России. Необходимо легально заехать в страну, встать здесь на миграционный учет. Далее апатрид проходит три этапа:

  1. Первым делом его ждет процесс получения разрешения на временное проживание (в некоторых случаях можно пропустить).
  2. Следующий этап на пути к паспорту — оформление вида на жительство.
  3. При наличии ВНЖ для ЛБГ откроются двери для подачи на подданство РФ.

Стать россиянином обладатель ВНЖ может несколькими способами:

  • в общем порядке,
  • упрощенно,
  • через государственные программы.

Следующий этап на пути к паспорту оформление вида на жительство.

Как становятся апатридами. Причины потери гражданства.

Стать лицом без гражданства можно по разным причинам: став жертвой обстоятельств, добровольно или против своего желания. Рассмотрим факторы, которые приводят к получению такого статуса:

  1. Если родители в статусе лица без гражданства, то и ребенок автоматически при рождении приобретает его. В России не действует право земли, согласно которому ребенок становится гражданином той страны, на земле которой он родился.
  2. При добровольном отклонении гражданства по причине стремления стать гражданином другого государства.
  3. В следствии принудительного лишения гражданства в силу охраны национальной безопасности. Лицо моментально депортируют из страны.
  4. При трансформации или отмирании государства, как правового института, что произошло с СССР.

к содержанию ↑

Лицо моментально депортируют из страны.

Особенности натурализации в РФ лица без гражданства

Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах конституционного права содер­жатся положения, устанавливающие основы взаимоот­ношений государства с этими лицами.

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.

Лица без гражданства – это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к граж­данству иностранного государства.

Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ 1993 года, Законе РФ “О гражданстве” 1991 г. До настоящего вре­мени на территории России в части, не-противоречащей действующей Конституции РФ, действует Закон Союза ССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” от 24 июня 1981 г., вступивший в силу 1 января 1982 г.

Кроме этих актов правовое положение иностранцев и лиц/без гражданства регулируется гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным, таможенным законодательством. Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о въезде и выезде из РФ, Кодексом торгового мореплавания и др.

Главным принципиальным положением, определяю­щим правовой статус этих лиц в РФ, является статья 62 Конституции РФ 1993 года, в которой установлено:

“Иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, ‘установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации”.

В действующей Конституции РФ закреплен также институт политического убежища. Согласно ст.63 Кон­ституции, “1. Российская Федерация предоставляет по­литическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 2. В Российской Феде­рации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не ^признаваемые в Россий­ской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняе­мых в совершении преступления, а также передача

осужденных для отбывания наказания в других го­сударствах осуществляются на основе федерального за­кона или международного договора Российской Федера­ции”.

Следует подчеркнуть, что в основе правового стату­са иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина Рос­сии. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Де­кларация о всеобщих правах человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах и др.

Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, язы­ка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Принципиальный характер носит положение Зако­на о том, что использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российского государства, правам и законным интересам его граждан и других лиц.

Закон “О правовом положении иностранных граж­дан” закрепляет их основные права, свободы и обязан­ности и относит к ним:

– право на трудовую деятельность;

– на охрану здоровья;

– на социальное обеспече­ние;

– имущественные и личные неимуще­ственные права;

– на получение образования;

– на пользова­ние достижениями культуры;

– на участие в обществен­ных организациях (если это не противоречит уставам этих организаций);

– право заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами;

– неприкосновенность личности и жилища;

– передвижение по территории РФ и выбор места жительства;

– уплату установленных налогов и сборов;

– обращение в суд и дру­гие государственные органы для защиты своих прав.

Содержание этих прав и свобод в значительной степени дополнено Конституцией РФ 1993 года.

В Законе “О правовом положении иностранных граждан” четко урегулированы вопросы ответственности за правонарушения, за нарушения правил пребывания в РФ и транзитного проезда; установлен порядок и осно­вания сокращения срока пребывания в РФ, а также вы­дворения из пределов РФ.

Основаниями для выдворения являются совершение действий, противоречащих инте­ресам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; необходимость – охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц; грубое нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан, таможенного, валютного или иного законодательства РФ.

Законодательство устанавливает определенные огра­ничения в правах, свободах и обязанностях для ино­странных граждан и лиц без гражданства. Эти ограни­чения установлены в статьях Конституции РФ. Закреп­ляя права и свободы, Конституция пользуется разными категориями их субъектов. В одних случаях употреб­ляется термин “каждый”, в других же случаях – “граж­дане Российской Федерации”, что означает распростра­нение этих прав и свобод только на граждан.

Так, иностранные граждане не пользуются избира­тельными правами, не могут работать в государствен­ном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.

В силу сложных геополитических изменений в на­ционально-государственном устройстве, появления меж­национальных конфликтов возникла серьезная пробле­ма установления правового статуса беженцев и вынуж­денных переселенцев. Этот статус определен законами Российской Федерации о беженцах и вынужденных пе­реселенцах от 19 февраля 1993 года, принятыми в соот­ветствии с международной Конвенцией о статусе бежен­цев 1951 года.

Беженцами признаются лица, не имею­щие российского гражданства, прибывшие или же­лающие прибыть на территорию Российского госу­дарства. Признание лица беженцем осуществляется Фе­деральной миграционной службой России, после чего лицо получает вид на жительство. Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вы­нуждены или имеют намерение покинуть место посто­янного жительства на территории другого государства или России. Их статус во многом совпадает со статусом беженцев.

Проблемные вопросы темы:

– актуальными для науки конституционного права являются вопросы соотношения понятий “основы право­вого положения” и “правовой статус”;

– содержание и классификация гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей;

– соотношение юридического и фактическо­го равенства;

– статус лиц без гражданства;

– теоретическая разработка предложений по совершенствованию законо­дательства о гражданстве, правовом положении ино­странных граждан и лиц без гражданства, правовые ас­пекты определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев и др.

Контрольные вопросы:

1. Определите юридические понятия “правовой статус ‘личности”, “субъективное право”, “юридическая обя­занность”.

2. Перечислите виды гарантий реализации прав, свобод и обязанностей.

3. Чем отличаются права человека от прав гражданина?

4. Приведите конституционные нормы, которыми мож­но подтвердить принцип равноправия граждан.

5. Определите понятие гражданства.

6. Какими путями можно приобрести российское граж­данство?

7. Как изменяется гражданство детей с изменением гражданства родителей?

8. Охарактеризуйте правовой статус иностранного граж­данина и лица без гражданства.

9. Определите правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Беженец – это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

Беженцами признаются лица, не имею щие российского гражданства, прибывшие или же лающие прибыть на территорию Российского госу дарства.

Трансферт

Значение еще одного термина – трансферт близко к оптации, за исключением существенного момента: в данном варианте происходит обмен населения в принудительном порядке, что противоречит нормам права. Поэтому этот вариант смены гражданства исключительный и в новейшей истории имел место только два раза:

  • Лозаннский договор 1923 года предполагал принудительное переселение греков, живущих в Турции, в Грецию и турецкое население Греции в Турцию;
  • по итогам Потсдамской конференции 1945 года все немцы, проживающие в Польше, Чехословакии и Венгрии принудительно переселялись в Германию.

То есть трансферт мера, вызванная чаще всего итогами вооруженных конфликтов. Цель ее предотвратить в будущем новые военные столкновения из-за того, что враждующие стороны живут на территории государств участников этих конфликтов.

соблюдать закон, не заниматься противоправной деятельностью;.

Натурализация в Латвии

Чтобы получить латвийское гражданство в порядке натурализации, претенденту надо [источник не указан 573 дня] :

  • проживать в Латвии десять лет, включая пять лет в статусе постоянного жителя;
  • подать необходимые документы и подписать клятву верности Латвийской Республике;
  • уплатить государственную пошлину;
  • пройти проверку навыков владения латышским языком, знаний основных положений Конституции Латвийской Республики, текста государственного гимна и истории Латвии.

Иметь законный источник средств к существованию.

Ссылка на основную публикацию