Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 – Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ
“Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”

N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм международный – туризм выездной или въездной;
туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор);
турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент);
заказчик туристского продукта – турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
формирование туристского продукта – деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
гид-переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
Абзац 24 – Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)
экстренная помощь – действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ 2020 год. Последняя редакция

  • Артикул: 00490776
  • ISBN: 978-5-902080-47-3
  • Обложка: Мягкая обложка
  • Издательство: ЦЕНТРМАГ (все книги издательства)
  • Город: Москва
  • Страниц: 84
  • Формат: А5 (148×210 мм)
  • Год: 2020

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Содержание
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности
Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Статья 5. Классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
Статья 7. Обязанности туриста
Статья 8. Утратила силу
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов
Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления
Статья 11.8. Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания
Статья 12. Объединения туристов
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов
Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора
Статья 17.7. Учет и отчетность
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации
Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма Статья 4.

Федеральный закон 132-ФЗ
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации

Купить Федеральный закон 132-ФЗ — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку “Купить” и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО “ЦНТИ Нормоконтроль”

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Права и обязанности туриста.

Последние изменения, внесенные в закон о туризме

По прошествии 20 лет, ФЗ №123 претерпел ряд важнейших изменений. Согласно последней редакции, правки были внесены в статьи №1 и №6. Рассмотрим подробнее.

Согласно статье №1, оказание экстренной помощи туристам дополнено обязанностью по перевозке граждан на территорию РФ из другой страны. Эти и другие услуги предоставляются международными объединениями туроператоров. Помимо этого, последняя редакция статьи дополнилась новыми актуальными понятиями:

  • электронный билет — туристическая путевка, составленная на основании оплаченных услуг по договору с оператором. Документ является официальным и котируется в других странах;
  • детский туризм — предоставление отдыха детям, не достигшим совершеннолетнего возраста. Путешествие представляет собой организованную группу туристов под руководством взрослого, временно исполняющего обязанности попечителя;
  • система указателей по ориентированию туристов в новой местности или стране —
    сведения по:

  • архитектурным зданиям, отелям;
  • навигация по улицам и адресам;
  • техническим приспособлениям, необходимым для туристов в новой стране.

Изменения в статье №6 касаются организации фонда «Турпомощи». Согласно последним данным, операторы обязаны оплачивать страховые взносы в резервный и компенсационный фонды персональной ответственности:

  • 50 000 руб. – для туроператоров, с клиентской базой менее 10 тыс. туристов;
  • 100 000. руб. – к оплате организаций, которые ежегодно отправляют заграницу менее 100 тыс. туристов;
  • 300 000 руб. – к оплате туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного отдыха за год составляет более чем 100 тыс.;
  • 500 тыс. рублей – для организаций, которые предоставляют услуги заграничного отдыха более 500 тысячам граждан РФ.

Путешествие представляет собой организованную группу туристов под руководством взрослого, временно исполняющего обязанности попечителя;.

Нормативная база, регулирующая туристскую деятельность в Российской Федерации

Оказание туристских услуг – это предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров.

Большинство норм Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг. Следовательно, гражданско-правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации, равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы. Первая группа – акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии (общие акты):
– Гражданский кодекс Российской Федерации;
– Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей”;
– Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и др.

Вторая группа – акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные акты):
– Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”;
– Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 “О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту”;
– постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 “Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта”;
– постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 “О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации”;
– постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 “О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации”;
– Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142;
– Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310, и др.
В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), лежащих в основе сертификации туристских услуг:
– ГОСТ 28681.0-90 “Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения”;
– ГОСТ Р 50644-94 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов”;
– ГОСТ Р 51185-98 “Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования” и др.

ГОСТ Р 50690-2000 “Туристские услуги. Общие требования”, введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”: экскурсант, экскурсионная услуга, туристская услуга, маршрут путешествия, направляющая сторона, принимающая сторона, договор с туристом, аннуляция и др., дана классификация туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны – иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом, для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента), определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги.

Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, т.е. проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Туристские формальности – это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов.

Все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные из них: Таможенный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ, глава 48 “Страхование”; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”; Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 371 “О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации”; Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. N 488 “О мерах по обеспечению прав граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации”.

Действует ряд иных законодательных актов, а также актов федеральных органов исполнительной власти, детально регламентирующих осуществление каждого вида туристских формальностей, следовать которым обязаны и туристы, и туристские организации как производители и продавцы турпродукта.
Объектом межгосударственного регулирования становится туристская деятельность, осуществляемая в странах СНГ. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ.

Основными актами о сотрудничестве государств – участников СНГ в области туризма являются:
– Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. “О сотрудничестве в области туризма”;
– рекомендательный законодательный акт от 29 октября 1994 г. “Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма”;
– Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. “Развитие туристских связей между государствами – участниками СНГ” и др.

Следуя рекомендациям и развивая положения указанных актов, Правительство РФ заключило соглашения о сотрудничестве в области туризма с рядом правительств государств – участников СНГ.

Повышению значимости туризма способствуют также программы и инициативы Всемирной туристской организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира.

1. Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.). В ней определена сущность туризма во всех его аспектах и та роль, которую он призван играть в изменяющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма.

2. Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма.

3. Хартия туризма и Кодекс туризма, одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.). В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса.

4. Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.). Декларация провозгласила десять принципов, являющихся инструментом международного сотрудничества в сфере туризма, средством сближения между народами.

5. Директива Совета Европейского экономического сообщества “О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все” (Люксембург, 1990 г.) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран – членов общего рынка, касающиеся путешествий и отпусков.

6. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). В ней показана роль туризма как крупнейшего мирового производителя услуг и основного источника занятости при условии дальнейшего совершенствования профессионального образования работников сферы туризма и проведения исследований в этой области.

7. Заявление ВТО в области предотвращения организованного *-туризма (Мадрид, Испания, и Сент-Винсент, Балле-д’Аоста, Италия, 1995 г.), в котором отмечается, что *-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям в медицинской и социальной сфере, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного *-туризма, для защиты детей от * эксплуатации в туризме.

8. Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определила, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех социальных слоев. Декларация установила критерии для определения социального туризма.

9. Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), установил принципы деятельности в сфере туризма для органов государственной власти, туристских направлений, туроператоров, турагентов, туристов.

10. Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид, Испания, 2000 г.). Были отмечены недостаточная проработка правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствие единых туристских терминов и понятий, единых требований при сборе статистических данных, разные подходы к организации подготовки туристских кадров.

По материалам книги О.В. Кузнецовой – “Настольная книга туриста. Новое в законодательстве о туризме: порядок оформления документов, защита прав туриста, таможенные правила. Практическое пособие”

установила сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран – членов общего рынка, касающиеся путешествий и отпусков.

ЗАКОНЫ и НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ для турфирм

COVID-19: НОРМАТИВЫ И МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ
Документы размещены отдельно в разделе ФОРС-МАЖОР В ТУРИЗМЕ: юридическая помощь, консультации

ЗАКОНЫ И ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” №132-ФЗ от 24.11.1996 (в ред. от 28.12.2016 №465-ФЗ)

Федеральный закон “О защите прав потребителей” №2300-1 от 07.02.1992 (в ред. от 01.05.2017 №88-ФЗ)

Федеральный закон “О персональных данных” №152-ФЗ от 27 июля 2006 года (ред от 29.07.2017 №223-ФЗ)

Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении tax free – системы возврата налога на добавленную стоимость при вывозе приобретённых в России товаров. Условие действует для граждан стран, не входящих в ЕЭС, при покупках на сумму более 10 тысяч рублей. Соответствующая статья внесена в Налоговый кодекс РФ. Закон вступил в силу с 27 декабря 2017 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» (проект № 69251-7 в третьем чтении)
С 1 июля 2019 года она станет обязательной для гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров, с 1 января 2020 года – более 15 номеров. А с 1 января 2021 года правила вступают для всех гостиниц.

Федеральный закон N 344028-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (проект)
19 декабря 2017 года комитет по бюджету и налогам Госдумы РФ одобрил законопроект с поправками в федеральный закон о применении ККТ от 22.05.03 № 54-ФЗ.

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа”

Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ “О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае”

Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.10.2019 №386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

ПРОЕКТ Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части уточнения оснований для принятия решений об отказе в совершении операции и об отказе от установления отношений (о прекращении отношений) с клиентом, а также информирования уполномоченного органа о подозрительных операциях)»

Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 №1619 “Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на грантовыую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма”
Вступает в силу с 1 января 2020 года

Постановление Правительства РФ от 08.06.2019 N 747 «Об утверждении правил создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления содержащейся в единой информационной системе электронных путевок информации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2019 № 748 “Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта и Правил обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта”

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 167 «Об утверждении Правил выплаты туристу и (или) иному заказчику страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случаях заключения туроператором более одного договора страхования либо более одного договора о предоставлении банковской гарантии или заключения туроператором договора либо договоров страхования и договора либо договоров о предоставлении банковской гарантии и внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2017 года №1621 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
Определяет дополнительные требования при организованной перевозке групп детей автобусами.

Постановление Правительство РФ от 1 августа 2016 г. № 736 «О внесении изменений в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»

Постановление (EC) № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС
Общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов.

Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.)
21 августа 2017 года Россия стала полноправным участником Монреальской конвенции, которая предусматривает, в частности, увеличение размеров выплат за задержки рейсов и потерю багажа.

Приказ Минкультуры России от 14.12.2016 № 2750 «Об утверждении Требований к отчетности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, ее составу и форме»

Приказ Министерства культуры РФ от 8 декабря 2017 г. № 2046 “Об утверждении формы электронной путевки, перечня сведений, указанных в электронной путевке, а также порядка размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок”

Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 N 779 “Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма”

Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц автобусами”

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 297 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года (утверждена новая редакция)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.07.2019 № 1660-р (об операторе электронной путевки)

Указание Банка России от 14 декабря 2018 г. N 5010-У «Об утверждении порядка и форм предоставления в Центральный Банк Российской Федерации первичных статистических данных для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж»

Банк России “Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании” ( №5-МР от 22 03 2019)

Указание Банка России №4760-У от 30.03.2018 “О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссии и принятом решении заявителю и финансовой организации

Положение Центральный Банк Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»

«Общие элементы поведения, рекомендуемые для большинства государств мира в целях недопущения нежелательных инцидентов» и «Некоторые особенности поведения и жестикуляции в ряде иностранных государств»
Рекомендации туристам по правилам поведения за рубежом (Консульский Департамент МИД России)

Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР)
Методические рекомендации Банка России по выявлению схем сомнительных операций

Методические рекомендации Банка России от 10 ноября 2017 г. № 29-МР “О подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента”
Дополнительные рекомендации ЦБ РФ

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей

Инструкция ЦБ РФ по валютному контролю (с 1 января 2018 года)

Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2018 №872-р
Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 – 2025 годы)»

“Юридического сборника ЮА Персона Грата” (2018 год) можно приобрести в офисе нашей компании (м. Семеновская) или оформив заказ по эл. почте zakaz@persona-grata.ru .

Для регионов предусмотрена доставка Почтой России (150 руб.)

В сборник нормативно-правовых докуменов в сфере туризма 2018-2019 гг. вошли: н овая редакция Федерального закона “Об основах туристской деятельности в РФ” и нормативные документы, регулирующие туристскую деятельность. Стоимость – 300 руб.

Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии проект 69251-7 в третьем чтении С 1 июля 2019 года она станет обязательной для гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров, с 1 января 2020 года – более 15 номеров.

Отказ от туров из-за чрезвычайных обстоятельств

Мохов Г. А. , генеральный директор «Юридического Агентства Персона Грата»

Начало 2011 года оказалось богато на чрезвычайные происшествия в странах, традиционно занимающих лидирующие позиции в сфере выездного туризма – в Тунисе и Египте вспыхнули антиправительственные волнения. Срыв поездки зачастую влечет весьма ощутимые для турфирм потери, связанные с возвратом денег клиентам и трудностью получения денежных средств от партнеров.

Информирование туристов об угрозе

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – закон о туризме), Рос¬туризм обязан информировать турфирмы и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности путешественников в стране (месте) временного пребывания.

Соответственно, турфирма в рамках выполнения требований статьи 10 закона о туризме (о предоставлении полной информации клиенту) также должна сообщить туристу о неспокойных местах для поездки.

Когда возможен отказ от поездки

Если в стране (месте) временного пребывания туриста возникла угроза безопасности его жизни и здоровья, турист или турфирма вправе потребовать в суде расторгнуть договор о реализации туристского продукта или изменить его. Такая норма закреплена в статье 14 закона туризме. В этом случае возможно два варианта. Если договор расторгнут до начала запланированного путешествия, туристу (иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если расторжение произошло после начала путешествия – часть оплаты в размере, пропорциональном стоимости услуг, не оказанных туристу.

Кто определяет угрозу

Наличие угрозы безопасности туристов подтверждается соответствующими решениями органов государственной власти. Так, на сайте Ростуризма 14 января 2011 года была размещена следующая информация:

«По сообщению Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее время в Тунисе сохраняется напряженная обстановка и не исключается ее дальнейшее обострение. В связи с этим Ростуризм рекомендует российским гражданам воздерживаться от поездок в эту страну, а уже находящимся в Тунисе нашим соотечественникам – соблюдать все необходимые меры безопасности и не посещать места проведения массовых акций протеста».

Более категоричны были формулировки государственных органов в связи с ситуацией в Египте.

В заявлении Минспорттуризма России, Ростуризма от 31 января 2011 года говорилось следующее: «В Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», данные обстоятельства квалифицируются как угроза безопасности туристов. Указанные обстоятельства подтверждены рекомендацией МИД России от 28 января 2011 года о нежелательности въезда в Египет и приказом Ростуризма от 29 января 2011 г. № 13.

Напоминаем, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении».

Аналогичную позицию выразил Рос¬потребнадзор в письме от 31 января 2011 года.

Правда, в отличие от однозначной формулировки по Египту в сообщении Ростуризма на тему беспорядков в Тунисе от 14 января 2011 года выражение «угроза безопасности» не используется. Говорится лишь о «напряженной обстановке» и ее «дальнейшем обострении», что дает возможность для определенного «маневра» в суде.

Кто возвращает деньги за путевки

Сложность в применении статьи 14 закона о туризме состоит в том, что она не предусматривает, кто конкретно должен возвращать деньги туристу, если, скажем, он приобрел путевку через посредника.

Как показывает практика, в данной ситуации возможно два варианта:

1) турагент возвращает клиенту только сумму, равную своему вознаграждению, оставшиеся деньги выплачивает непосредственно туроператор;

2) всю сумму возвращает турагент, а затем он требует компенсацию у туроператора.

К сожалению, второй вариант достаточно рискован для турагентов.

Так, если всю сумму возвращает турагент, в последующем у него могут возникнуть трудности с получением денег от туроператора. Ведь тот нередко ссылается на штрафные санкции за отказ от тура, установленные договором между турагентом и туроператором (без учета причин такого отказа). Следует отметить, что позиция арбитражных судов относительно правомерности применения таких штрафных санкций до сих пор остается неоднозначной.

В свою очередь действия туроператора по отказу в возврате денежных средств туристам и турагентам зачастую обусловлены тем, что поставщики услуг – отели и авиакомпании – также отказывают в выплате компенсаций за неиспользованные услуги.

Таким образом, в отличие от туристов, чьи интересы защищают как закон, так и прямые указания государственных органов, турфирмы (в особенности турагенты) при возникновении чрезвычайных ситуаций оказываются незащищенными законодательно.

Хотя требования туристов, адресованные турагентам, действующим в рамках полномочий агента (комиссионера), установленных посредническими договорами с туроператором, должны рассматриваться туроператором и мотивированно удовлетворяться либо с предложением о предоставлении альтернативной услуги по договору о реализации туристского продукта, либо с указанием порядка и сроков возврата денежных средств.

Турагент, как лицо, действующее за счет туроператора в сделке по реализации туристского продукта, не обладает достаточной компетенцией в данных правоотношениях, чтобы принимать решение о возврате денежных средств туристу, и обязан следовать указаниям туроператора (принципала).

Если туроператор принимает решение об отмене чартерного рейса и прекращении оказания услуг, но при этом отказывает в возврате денежных средств по неисполненному договору и не предлагает альтернативной возможности изменения договора, то возникает событие, являющееся страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности туроператора.

Правда, только если данное событие не будет признано страховщиком исключением из страхования.

Если договор расторгает (изменяет) турфирма

Вместе с тем следует учитывать, что положениями статьи 14 закона о туризме право требовать расторжения или изменения договора при наличии информации об угрозе безопасности предоставлено не только туристу, но также турагенту и туроператору.

Таким образом, турагент и туроператор вправе (в том числе в досудебном порядке при рассмотрении заявления туриста) предложить клиенту изменить даты путешествия или выбранную для поездки страну.

Турист или иной заказчик туристского продукта вправе принять предложение об изменении договора либо отказаться от него и потребовать его расторжения (договор оказания туристских услуг – разновидность договора возмездного оказания услуг).

В случае расторжения договора и отказа туроператора от возврата денежных средств решение о возмещении причиненных убытков принимает суд по заявлению путешественника.

Если турист все же оказался за границей

Если же турист уже оказался за границей (и там возникли форс-мажорные обстоятельства), помощь россиянам оказывают дипломатические и консульские учреждения (Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370).

Положение о предоставлении помощи действует с 9 декабря 2010 года.

Однако на помощь можно рассчитывать лишь в исключительных случаях. Это ситуации, при которых нахождение гражданина за границей небезопасно для его жизни. И когда у него нет собственных денег для возвращения в страну.

Чтобы получить помощь, гражданину придется подать в загранучреждение на территории иностранного государства пакет документов (п. 3 Положения). Это:

1) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им соотечественников, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения РФ с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории иностранного государства без средств к существованию;

2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и подтверждающий принадлежность к гражданству РФ, или иные официальные документы, выданные компетентными органами России (по возможности);

3) официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями иностранного государства и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).

Рассматривает заявления граждан специальная комиссия загранучреждения. В ее состав обязательно включается бухгалтер, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения. При этом комиссия проводит некоторые предварительные процедуры (п. 6 Положения):

– проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;

– выясняет обстоятельства пребывания гражданина РФ на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания);

– запрашивает при необходимости документы, относящиеся к вопросу (в том числе в электронной и факсимильной формах).

На все эти процедуры комиссии дается срок, не превышающий 72 часов, приходящихся на рабочие дни. По итогам рассмотрения заявления члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении.

Рассматривая иски о последствиях расторжения договора в связи с угрозой безопасности туристов, суды, как правило, оценивают степень опасности применительно к конкретному договору. При этом учитываются место, время и особенности путешествия.

Информация, поступившая от органов исполнительной власти, служит одним из доказательств имеющейся угрозы. В большинстве случаев суды принимают подобные сообщения органов власти как достаточное доказательство угрозы для жизни и здоровья туристов и удовлетворяют требования путешественников о возврате им стоимости тура.

Информация, поступившая от органов исполнительной власти, служит одним из доказательств имеющейся угрозы.

Разработан порядок предоставления туроператорами поездок взамен отмененных из-за коронавируса

Владимир Путин в понедельник подписал закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции”, который среди других вносит поправки в закон об основах туристской деятельности. Изменения наделяют правительство правом устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий таких переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании.

“Положение об особенностях исполнения, изменения или расторжения договора о реализации турпродукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно туроператором в сфере внутреннего, въездного или выездного туризма, либо турагентом, реализующим продукт такого туроператора, подготовлено Минэкономразвития и сейчас проходит необходимые согласования”, — сообщил порталу “Интерфакс-Туризм” источник, знакомый с документом.

Документ предусматривает, что при исполнении в 2020 и 2021 годах договора о реализации туристского продукта, заключенного туроператором с заказчиком туристского продукта, туроператор имеет право, в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, внести изменения в договор о реализации туристского продукта. В случае принятия решения о предоставлении равнозначного туристского продукта туроператор заключает с заказчиком дополнительное соглашение к договору о реализации туристского продукта, содержащее обязательство туроператора по предоставлению туристу в срок до 31 декабря 2021 года туристского продукта.

При этом должны быть соблюдены несколько условий. Так, потребительские свойства туристского продукта (программа пребывания, маршрут и условия путешествия, условия проживания (место нахождения средства размещения, категория гостиницы) и питания, услуги по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, а также дополнительные услуги) должны быть равнозначны предусмотренным в договоре.

“Если общая цена туристского продукта на момент фактического оказания услуг окажется выше указанной в договоре о реализации туристского продукта, заключенном исполнителем с заказчиком туристского продукта, исполнитель не вправе требовать с заказчика туристского продукта доплату к общей цене туристского продукта”, — следует из документа.

Также в нем говорится, что “в случае, если заказчик произвел частичную оплату общей цены туристского продукта, при фактическом оказании услуг он оплачивает оставшуюся часть общей цены туристского продукта, указанной в договоре, в порядке и сроки, согласованные с туроператором”.

На весь период действия дополнительного соглашения туроператор должен иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора, действующее в течение срока действия обязательства и в течение 10 рабочих дней после истечения этого срока.

“Если заказчик до окончания периода действия обязательства, предусмотренного дополнительным соглашением, не воспользуется туристским продуктом, договор о реализации туристского продукта расторгается, и туроператор обязан возвратить уплаченные заказчиком денежные суммы не позднее 10 рабочих дней с даты истечения периода действия дополнительного соглашения, а также уплатить заказчику проценты от этой суммы за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего положения. Проценты начисляются со дня начала действия дополнительного соглашения до дня возврата туроператором уплаченной за туристский продукт денежной суммы заказчику”, — следует из текста документа.

Общую сумму обязательств туроператоров и средств размещения перед туристами, возникших в результате отмены поездок из-за пандемии коронавируса, в Российском союзе туриндустрии (РСТ) оценили в 180 млрд рублей.

Разработан порядок предоставления туроператорами поездок взамен отмененных из-за коронавируса.

Федеральные законы РФ

  • Закон о защите прав потребителей с изменениями вступившими в силу 01.01.2011г.Закон о техническом регулировании
  • Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, федеральный закон о рекламе и др.
  • Федеральный закон РФ №132-ФЗ от 24.11.1996 об основах туристской деятельности в Российской Федерации
  • Федеральный закон РФ от 05.02.2007 №12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации
  • ФЗ О порядке выезда из РФ и въезда в РФ
  • ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности
  • ФЗ О правовом положении иностранцев в РФ
  • ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
  • Постановления Правительства
  • Об утверждении перечня товаров, принадлежащих обязательной сертификации, правила бытового обслуживания и др.
  • Законы и нормативные документы, регулирующие туристическую деятельность
  • Конституция РФ 1993г
  • Кодексы РФ: ГК, КоАП; Таможенный, Воздушный и Морской Кодексы
  • К кодексам причисляются уставы ж/д,водного и автомобильного транспорта
  • Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда

Об оказании помощи по страховым случаям гражданам РФ, находящихся на территории иностранного государства.

Финансовое обеспечение ответственности туроператора

Как мы видим, существует много случаев, когда туроператор может быть привлечен к финансовой ответственности. Для того чтобы гарантировать выплаты компенсации вреда, причиненного туристам, операторы должны иметь соответствующее финобеспечение. Гарантией выплат могут служить банковская гарантия или договор страхования ответственности оператора (ст. 17.1 закона № 132-ФЗ). Каждому туристу, оформившему договор о реализации турпродукта, таким финобеспечением гарантируется:

  • возврат денег за непредоставленные услуги как самим туроператором, так и третьими лицами, на которых было возложено исполнение обязанностей по договору;
  • оплата реального ущерба, понесенного туристами при неоказании услуг по договору, в том числе расходов на эвакуацию из страны, где проходил отдых.

При неисполнении туроператором обязанности по осуществлению таких выплат туристам последние имеют право напрямую обратиться с требованием к страховщику, застраховавшему ответственность оператора, или кредитной организации, выдавшей банковскую гарантию.

Размер финобеспечения установлен ст. 17.2 закона № 132-ФЗ и должен быть не менее чем:

  • 500 000 руб. для операторов внутреннего и въездного туризма;
  • 10 млн руб. для операторов, вывезших не более 10 000 человек и получивших за это не более 40 млн руб. в год;
  • 5% от общей цены выездного турпродукта, но не менее 50 млн руб. для остальных операторов выездного туризма.

9 закона 132-ФЗ.

Перечень нормативно правовых документов, регулирующих туристскую деятельность в Российской Федерации

Федеральный Закон «ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ»

№ 132ФЗ от 24.11.96 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15ФЗ, от 22.08.2004 N 122ФЗ, от 05.02.2007 N 12ФЗ, от 30.12.2008 N 309ФЗ, от 28.06.2009 N 123ФЗ, от 27.12.2009 N 365ФЗ)

«ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА»

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452

«ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ (СТАНДАРТНЫЕ) ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА»

Утверждены Всероссийским союзом страховщиков, согласованы Федеральной службой страхового надзора (письмо от 16.04.2007 г. №2210/0203)

Закон Российской Федерации «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2ФЗ, от 17.12.1999 N 212ФЗ, от 30.12.2001 N 196ФЗ, от 22.08.2004 N 122ФЗ, от 02.11.2004 N 127ФЗ, от 21.12.2004 N 171ФЗ, от 27.07.2006 N 140ФЗ, от 16.10.2006 N 160ФЗ, от 25.11.2006 N 193ФЗ, от 25.10.2007 N 234ФЗ, от 23.07.2008 N 160ФЗ, от 03.06.2009 N 121ФЗ, от 23.11.2009 N 261ФЗ)

«О ПРИНЯТИИ МЕР ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АВИАПАССАЖИРОВ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАДЕРЖЕК АВИАРЕЙСОВ»

Письмо РОСПОТРЕБНАДЗОРА от 26 августа 2008 г. № 01/9311832(д)

«ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОКАССОВОЙ ТЕХНИКИ»

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ БЛАНКА СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 09.07.2007 № 60н

«О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ФОРМ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

Информационное письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 22.08.2008 г

«ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ.

Russian Classification of Services Provided to People» Извлечение: «06 ТУРИСТСКИЕ И ЭКСКУРСИОННЫЕ УСЛУГИ» ОК 00293. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, дата введения 19940101

Федеральный Закон «О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ»

№ 114ФЗ от 15.08.96 г. (в ред. Федеральных законов от 18.07.1998 N 110ФЗ, от 24.06.1999 N 118ФЗ, от 10.01.2003 N 7ФЗ, от 30.06.2003 N 86ФЗ, от 29.06.2004 N 58ФЗ, от 15.06.2006 N 89ФЗ, от 18.07.2006 N 121ФЗ, от 30.12.2006 N 266ФЗ, от 10.01.2007 N 4ФЗ, от 01.12.2007 N 310ФЗ, от 04.12.2007 N 327ФЗ, от 06.05.2008 N 60ФЗ, от 13.05.2008 N 65ФЗ, от 22.07.2008 N 127ФЗ, от 23.07.2008 N 160ФЗ, от 03.12.2008 N 237ФЗ, от 03.12.2008 N 250ФЗ, от 09.02.2009 N 4ФЗ, от 28.06.2009 N 125ФЗ, от 21.12.2009 N 331ФЗ, от 21.12.2009 N 337ФЗ, от 27.12.2009 N 374ФЗ, от 09.03.2010 N 24ФЗ, от 07.04.2010 N 60ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 2П, Федеральным законом от 30.12.2008 N 322ФЗ)

«О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПРИБЫВАЮЩИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ТУРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ НА ПАРОМАХ, ИМЕЮЩИХ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ»

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 397

«ПЕРЕЧЕНЬ ПОРТОВ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ДОПУСКАЕТСЯ ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПРИБЫВАЮЩИХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ТУРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ НА ПАРОМАХ, ИМЕЮЩИХ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ»

Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 397

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕБЫВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПАССАЖИРОВ КРУИЗНЫХ СУДОВ»

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 532

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФОРМЫ ВИЗЫ, ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ЕЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ, ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ЕЕ ДЕЙСТВИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕЕ В СЛУЧАЕ УТРАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА АННУЛИРОВАНИЯ ВИЗЫ»

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2007 N 635, от 24.12.2008 N 1021, от 08.05.2009 N 398)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОМОЩИ В ВОЗВРАЩЕНИИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗАВШИМСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА БЕЗ СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2010 г. №370

2004 N 122ФЗ, от 02.

Изменения в законе о туризме с 01.04.2020 г.

Изменения в закон об основах туристической деятельности в российской федерации от 01.04.2020 г. Были внесены на основе статьи 3 федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.

8 ранее ее не было.

«Что необходимо знать при приобретении путевки?»

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (далее Закон № 132-ФЗ) организацией путешествия занимаются компании, осуществляющие туристскую деятельность, на основании заключенного с туристом договора о реализации туристского продукта, то есть комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (ст. 1 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).

Важно! Внимательно отнестись к выбору турфирмы и предоставляемой ею информации, так как качество оказываемых туристических услуг не всегда отвечает заявленному.

Согласно ч. 8 ст. 4.1. Закона № 132-ФЗ заниматься туристской деятельностью вправе только туроператоры, которые указаны в Едином федеральном реестре туроператоров РФ. Данный реестр, на основании п. 1 Административного регламента, утвержденного Приказом Минкультуры России от 10.06.2016 № 1321, формирует и ведет Ростуризм. Внесение в данный реестр служит своего рода гарантией, что туроператор выполняет следующие обязательные требования: 1) обладает финансовым обеспечением, то есть заключил договор страхования гражданской ответственности и (или) имеет банковскую гарантию, которые гарантируют финансовое обеспечение ответственности туроператора за неисполнение договора о реализации туристского продукта; 2) должностные лица туроператора соответствуют определенным профессиональным требованиям.

В случае заключения договора с турагентом, перед покупкой туристского продукта (путевки) необходимо проверить, с каким туроператором работает турагент и внесен ли этот туроператор в Единый федеральный реестр туроператоров, а также каков размер его финансового обеспечения и (или) фонда персональной ответственности (ст. 4.2 Закона № 132-ФЗ). Получить эту информацию можно в Интернете на официальном сайте Ростуризма.

Важно! При заключении договора необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, при малейших сомнениях обратиться к сотрудникам туристской компании за разъяснением!

В соответствии со ст. 10, 10.1 Закона № 132-ФЗ, п. 14(2) Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 (далее Правила), договор о реализации туристского продукта должен содержать следующие условия: о продавце туристского продукта (турагенте или туроператоре), в том числе наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес (место нахождения), почтовый адрес, банковские реквизиты; о туроператоре, в том числе адрес (место нахождения), почтовый адрес, реестровый номер; о размере финансового обеспечения туроператора, сведения о договоре страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии и сведения об организации, предоставившей финансовое обеспечение. Если организаций, предоставивших туроператору финансовое обеспечение, несколько, должны быть указаны раздельно сведения о размерах страховых сумм или банковских гарантий по договорам, заключенным с каждой из этих организаций; о туристе (покупателе), включая сведения, необходимые для оформления туристского продукта (путевки); об общей цене туристского продукта (путевки) в рублях и порядке ее уплаты; о туристском продукте (путевке), включая сведения о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия (условия проживания, питания, наличие экскурсовода и т.д.); о продолжительности путешествия, включая дату его начала и окончания; о порядке сопровождения туристов, включая встречи и проводы; о правах, обязанностях и ответственности сторон; о порядке изменения и расторжения договора, урегулирования споров или возмещения убытков; о порядке и сроках предъявления туристом претензий; о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате по договору страхования ответственности туроператора или по банковской гарантии; о порядке и сроках предъявления туристом требований о возмещении реального ущерба за счет фонда персональной ответственности туроператора; условия выдачи туристу электронного билета, документа о бронировании места в гостинице или ином месте размещения.

Важно знать! В соответствии с ч. 3 ст. 10.1 Закона № 132-ФЗ при заключении договора о реализации туристского продукта с турагентом последний должен представить туристу копию доверенности туроператора на заключение договора. Договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования, условиями которого предусмотрена обязанность страховщика осуществить оплату и (или) возместить расходы на оплату медпомощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания при наступлении страхового случая. При выездном туризме турист письменно информируется о возможности обращения за экстренной помощью с указанием контактной информации объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ст. 10 Закона № 132-ФЗ; п. 14(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452). Туристу под личную подпись должно быть разъяснено, что в случае отказа от заключения договора добровольного страхования расходы на оказание медпомощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания несет сам турист, а расходы на возвращение тела (останков) несут лица, заинтересованные в их возвращении (ст. 17 Закона № 132-ФЗ).

Какие документы выдаются потребителю? На основании ст. 10 Закона № 132-ФЗ, п. 19 Правил, исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.

Как защитить свои права если не исполняется договор о реализации туристского продукта? Согласно ст.10 Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:
– ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
– изменение сроков совершения путешествия;
– непредвиденный рост транспортных тарифов;
– невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий в соответствии с п. 1, 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Претензия составляется в произвольной форме. Как правило, в претензии необходимо указать: сведения о туристе (фамилия, имя, отчество, адрес, контактные телефоны), сведения о турфирме, реквизиты договора, описание условий договора, которые были нарушены, указание на то, в чем именно состоит нарушение, требования, предъявляемые туристом. К претензии прилагаются доказательства обстоятельств, изложенных туристом в претензии. Это могут быть фотографии, заявления или справки, подписанные принимающей стороной (отелем), письменные показания свидетелей и др.

Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе в том числе установить новый срок либо отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему. За нарушение установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).

14 1 Правил, утв.

Означает ли это, что турфирмы уже могут ссылаться на него в диалоге с туристами, настаивающими на возврате средств?

Федеральное агентство по туризму РФ опубликовало положение, которое регулирует порядок переноса обязательств туроператоров по турам, не состоявшимся из-за пандемии коронавируса и связанных с ней ограничительных мер. Аналогичный документ подготовлен и для средств размещения. Проект документа размещен на портале правовой информации и до 4 июля находится в стадии публичного обсуждения.

Положение устанавливает особенности исполнения, изменения и расторжения договора о реализации турпродукта, заключенного до 31 марта 2020 года туроператором или турагентом. Кроме того, распространяется оно и на туры в страны, поездки в которые были ограничены в связи с угрозой безопасности туристов (ст.14): Италия, Китай, Южная Корея и Иран. Согласно проекту, туроператор обязан предоставить равнозначный туристский продукт в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон, — не позднее 31 декабря 2021 года.

Под равнозначным туристским продуктом в понимается тур, потребительские свойства которого (программа пребывания, маршрут и условия путешествия, условия проживания (место нахождения средства размещения, категория гостиницы) и питания, услуги по перевозке туриста в месте временного пребывания, а также дополнительные услуги) соответствуют тому, что был предусмотрен договором. При этом потребительские свойства могут быть изменены по соглашению сторон. Важно, что туроператор не вправе требовать доплату за тур в случае, если турист уже оплатил 100% стоимости тура.

В течение 60 дней после публикации постановления туроператор должен направить заказчику и (или) турагенту уведомление, содержащее обязательство по предоставлению не позднее 31 декабря 2021 года равнозначного турпродукта. В случае, если уведомление будет направлено турагенту, последний обязан довести его до туриста в течение одного дня. Если же такое уведомление не будет направлено в установленный срок, то туроператор должен возместить туристу полную стоимость тура до 31 декабря 2020 года. При этом туроператор обязан предоставить финансовое обеспечение на весь срок действия обязательства.

В случае, если турист не согласен воспользоваться предложенными вариантами и настаивает на расторжении договора, туроператор обязан вернуть полную стоимость турпродукта не позднее 31 декабря 2021 года.

Однако, если турист оказался в трудной жизненной ситуации (временная нетрудоспособность, наличие инвалидности, регистрация в качестве безработного), то поставщик туруслуг обязан вернуть ему деньги в течение 90 дней с момента подачи заявления, но не позднее 31 декабря 2021 года.

При этом при возврате денежных средств — в любом случае — туроператор обязан выплатить туристу или иному заказчику турпродукта процент за пользование в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ РФ на момент публикации положения за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата заказчику уплаченной за туристский продукт денежной суммы.

По словам руководителя «КС групп» Евгения Васильева, хорошие новости заключаются в том, что сам документ сильно отличается от первоначальных версий в лучшую для бизнеса (туристического и страхового) сторону, он вполне рабочий — Ростуризм убрал из него все спорные моменты, которые были ранее. Кроме того, публикация означает, что над документами ведется активная работа и в конечном итоге они будут приняты Правительством РФ.

«Минус заключается в том, что эти документы не являются срочными. А пометка «Оценка регулирующего воздействия» в паспорте проекта означает, что документы будут минимум 20 рабочих дней «вывешиваться» на портале, плюс около 10-15 рабочих дней потребуется на дальнейшую работу по подписанию документов – соответственно, раньше конца июля или даже начала августа надеяться на выход этих документов не приходится. В аналогичные сроки будут приняты и авиационные постановления по переносам сроков», — пояснил эксперт.

Больше новостей и аналитики на тему распространения коронавируса из Китая.

Только важное. Только для профи.​

Туроператору ничего не будет оставаться, кроме как запрашивать у Турагента подлинник договора который Турагент имеет право не предоставлять с заказчиком для направления на экспертизу с целью установления примерных дат подписания договора и иных приложений к нему.

Ссылка на основную публикацию