Законность наличия у одного лица множественного гражданства

Множественное гражданство

Множественное гражданство – это наличие у лица гражданства двух или более государств. Термин «множественное гражданство» является более точным, чем широко распространенный термин «двойное гражданство», хотя чаще всего встречается именно двойное гражданство. В силу различия между национальными законами о гражданстве человек уже при рождении может обрести гражданство двух и более государств. Ребенок, родившийся у граждан России на территории США, имеет право на гражданство обоих государств.

Лицо, обладающее гражданствами двух государств, называется бипатридом, лицо, обладающее несколькими гражданствами, называется мультипатридом.

Общепризнана норма, согласно которой лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст. 3 Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве (1930 г.). Из этого следует, что если лицо находится на территории одного из государств, гражданством которого он обладает, то другие государства не вправе оказывать ему дипломатическую защиту (ст. 4 той же Конвенции).

В ч. 1 ст. 62 Конституции России предусматривается: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России.

Реально гражданин РФ может приобрести гражданство другого государства не только в соответствии с федеральным законом или международным договором. Российское законодательство не содержит никаких запретов в отношении натурализации российских граждан за границей и не предусматривает ответственности за такую натурализацию. Российский гражданин, натурализовавшийся в иностранном государстве, т.е. принявший иностранное гражданство, не оформив выхода из гражданства Российской Федерации, станет лицом с двойным гражданством (бипатридом).

Конституция ориентирует на то, что приобретение российским гражданином иностранного гражданства в соответствии с федеральным законом или международным договором может повлечь за собой лишь признание того факта, что у него есть еще и иностранное гражданство, и не более того, в то время как в остальных случаях наличие у него такого гражданства будет игнорироваться.

Находящееся на территории третьего государства, т.е. государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Если встает вопрос о личном законе мультипатрида или о праве одного из государств его гражданства требовать его выдачи, то государство, в котором мультипатрид находится, обычно руководствуется правилом эффективного гражданства, в соответствии с которым принимается во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает, или на языке которого говорит и т.д. Эти критерии несовершенны. Самым действенным выходом из этой ситуации является заключение международного договора.

Для бипатридов особое значение имеет решение проблемы воинской обязанности. Этому посвящен Гаагский протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства (1930 г.). Соответствующие положения имеются и в Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской обязанности (1963 г.). Воинская служба обязательна для прохождения только в государстве обычного проживания.

Российской Федерацией заключено несколько соглашений со странами дальнего и ближнего зарубежья об урегулировании двойного гражданства. Они сопровождаются соглашениями о порядке исполнения воинской обязанности. Например, в 1993 г. в Ашхабаде было заключено Соглашение между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, а в 1995 г. в Москве – Договор между Россией и Таджикистаном об урегулировании этих же вопросов. И в одном, и в другом случае стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны. Они также договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают. Иногда государства приравнивают своих граждан, постоянно проживающих в государстве иного гражданства, к гражданам того государства. Например, для лиц, имеющих российское и туркменское гражданство, введен визовый порядок въезда в Россию.

Одним из способов сокращения случаев множественного гражданства служит оптация, положения об этом включаются в конвенции о двойном гражданстве.

Они сопровождаются соглашениями о порядке исполнения воинской обязанности.

Закон РФ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ».

Как показывает практический опыт, коренные жители России могут оформить двойное гражданство или даже гражданство нескольких государств. Такая ситуация является вполне приемлемой, однако при этом возникает достаточно большое количество вопросов, касательно того, каким образом получение двойного гражданства регламентируется законодательно. Является ли правомерным использование нескольких паспортов при необходимости и без особых сложностей, которые выступают в качестве подтверждения гражданства других стран.

Если копнуть глубже, то можно констатировать тот факт, что двойное гражданство, официально допускаемое для граждан России в 2022 году, бывает чётко предопределено при соблюдении условий:

  • при наличии у РФ международного договора;
  • при раскладе, когда заключено международное соглашение с той страной, которая является второй по принадлежности конкретного человека к нему.

Если рассматривать данную ситуацию на основаниях законодательства, то такой договор, который действительно заключен в 1995 г. и действует согласно правилам, имеется у РФ лишь с Таджикистаном. При таком раскладе, таджики, после того, как они получили российское гражданство используя договор в качестве основания, имеют полное право не отказываться от предыдущего гражданства, сохраняя его, пользуются при этом двойным гражданством имея одинаковые права в России и Таджикистане.

Повторение аналогичной ситуации может быть только в том случае, когда таджикские жители, как и россияне в виде руководства пользовались соглашением, действующим с конца 1993 г. до мая 2015 г. Таким образом, за гражданами, которые успели оформить документы в этот период, закрепляется чистое двойное гражданство.

Стоит заметить, что данное положение вещей вовсе не свидетельствует о том, что российские граждане не имеют возможности пользоваться двойным гражданством в чистом виде помимо вышеперечисленных ситуаций.

Если рассматривать данную ситуацию на основаниях законодательства, то такой договор, который действительно заключен в 1995 г.

Законность наличия у одного лица множественного гражданства

Конституция РФ не отрицает мультипатрид среди россиян. Такие лица не ограничиваются в правах и не освобождаются от ответственности на территории России. В силу различных обстоятельств, человек может иметь двойное или множественное гражданство. Такие ситуации возникают, например, при рождении ребёнка у родителей-резидентов разных государств.

Это подтверждается не только федеральным законодательством, но и международными соглашениями.

Минусы множественного гражданства

Минусов у второго гражданства больше, чем кажется. Вот что должен делать гражданин двух государств.

Соблюдать законы и порядки обоих государств. Законы в государствах различаются. Может случиться так, что принятое в одной стране запрещено в другой.

Например, в России запрещено распивать алкогольные напитки в общественных местах: на улице, в парках, на остановках, в общественном транспорте. За это предусмотрен штраф — 500—1500 рублей . В других государствах такого запрета может не быть. Например, в Японии люди спокойно пьют пиво на улице, и никто их за это не штрафует.

Понятия в государствах могут различаться. Совершеннолетний гражданин в России — человек 18 лет и старше, в США — 21 года и старше. При этом права несовершеннолетних граждан тоже могут быть разными. Например, получить водительские права в России можно с 18 лет, в США — с 16 лет.

Купить пиво, вино и шампанское в России могут люди с 18 лет, а, например, в Германии — с 16 лет, в Японии — с 20 лет, в США — с 21 года.

Служить в армии. В российской армии служат только мужчины, в Израиле — в том числе женщины. Если молодая россиянка получит гражданство Израиля, то ее могут призвать в армию.

Продолжительность военной службы новых мигрантов зависит от возраста, в котором они прибыли в Израиль, и семейного положения. Например, мужчины, которые въехали в страну до 18—19 лет и холостые, будут обязаны служить 32 месяца вне зависимости от семейного положения. Замужние женщины от службы освобождаются.

Получение двойного гражданства не всегда обязывает служить в армии. Например, если гражданин Таджикистана уже служил у себя на родине и получил российское гражданство, в российскую армию его не призовут, даже если он призывного возраста.

Защищать государство на войне. Когда человек принимает гражданство, он обещает исполнять свои гражданские обязанности, например служить в армии. В случае войны он обязан пойти воевать за государство, в котором он гражданин.

Следующий пример, конечно, из области фантастики, но представьте себе следующую ситуацию. Человек — гражданин двух государств. Вдруг между этими государствами разгорается война. Что делать человеку: служить в двух войсках одновременно? Если он не придет на службу в какой-то стране, его накажут по закону военного трибунала этого государства. Придется выбирать, какую страну защищать.

Платить налоги, возможно, придется в обеих странах, либо пользоваться соглашениями (договорами, конвенциями) об избежании двойного налогообложения, что обычно хлопотно.

Когда вы живете за границей и работаете в российской компании, ставка НДФЛ для вас как для нерезидента — 30% вместо 13%. Повышенная ставка налога будет только в случае, если вы находитесь в России менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд.

Но есть исключения. Граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — платят 13% НДФЛ, если работают в российской компании вне зависимости от того, где они живут.

Еще российский гражданин, который имеет паспорт другого государства, не сможет устроиться на гражданскую и госслужбу, членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, Председателем Правительства РФ, его заместителем и Президентом РФ.

Чтобы получить гражданство Южной Кореи, нужно отказаться от другого гражданства, если оно есть ст.

Двойное гражданство в РФ

На практике вполне возможна ситуация, когда гражданин России имеет также гражданство (подданство) иностранного государства или даже гражданство (подданства) нескольких иностранных государств.

Подобная ситуация, которую можно обозначить как «двойное гражданство в РФ» является достаточно распространенной и, во многих случаях, вызывает у посетителей нашего сайта множество дополнительных вопросов, например, о правомерности и о порядке использования ими в повседневной жизни двух или более действительных паспортов, подтверждающих наличие у них гражданства разных государств.

Давайте детально разберемся, в каких случаях возможно двойное гражданство в РФ, может ли у гражданина России иметься второе (множественное) гражданство, насколько правомерно ему иметь двойное или второе гражданство, может ли гражданин РФ использовать в качестве документа, подтверждающего его личность, паспорт гражданина иностранного государства или паспорта граждан нескольких иностранных государств.

Мы рассмотрим вопросы двойного гражданства исключительно с точки зрения российского законодательства, которое в данной сфере весьма либерально.

Но следует знать, что национальные законодательства некоторых иностранных государств могут предусматривать определенные ограничения в данной сфере, о чем мы также поговорим ниже.

Хотелось бы отметить, что термин «двойное гражданство в РФ» в повседневной жизни воспринимается людьми как любая ситуация, когда у гражданина РФ имеется гражданство хотя бы одного иностранного государства. Но это не всегда верно, так как на самом деле, гражданин России может иметь двойное гражданство «в чистом виде» лишь в двух, достаточно редких на практике случаях.

Может ли гражданин России иметь гражданство другого государства.

Законность наличия у одного лица множественного гражданства

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы право­вого статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правле­ния используется понятие «подданство», причем в смысле, равно­значном гражданству. В ряде монархий (например, в Бельгии, Испа­нии, Нидерландах) термин «подданство» в конституциях и законода­тельстве заменен термином «гражданство», что является одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества. *

Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или растор­жение брака с иностранным гражданином.

Способы приобретения, изменения и утраты гражданства уста­навливаются национальным законодательством соответствующего

государства в соответствии с общепризнанными нормами междуна­родного права.

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых — Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойно­го гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция об упрощенном по­рядке приобретения гражданства гражданами государств — участни­ков СНГ 1996 г. и т.д.

В России вопросы гражданства регулируются прежде всего Конституцией и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Феде­ральным законом от 6 февраля 1995 г.

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство.

Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы».

В соответствии с принципом права крови ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Россия.

Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.). *

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В РФ, например, отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые:

выступают за насильственное изменение конституционного строяРФ;

состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;

осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Помимо двух основных способов, можно выделить дополнитель­ные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться:

в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на терри­тории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем неже­лании состоять в гражданстве РФ);

в порядке его регистрации (например, при усыновлении);

в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состояв­шие в гражданстве;

в результате оптации — выбора гражданства при территориаль­ных изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей го­сударственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором).

Упрощенный порядок приобретения гражданства

Желая обеспечить благоприятные условия для реализации свои­ми гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства страны СНГ в 1996 г. заключили Кон­венцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражда­нами государств — участников СНГ.

В соответствии с Конвенцией государства-участники предоставят своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на терри­торию договаривающегося государства, упрощенный (регистрацион­ный) порядок выхода из гражданства, а также предоставит прибыва­ющим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном (регистрационном) поряд­ке при наличии одного из следующих условий:

если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из дого­варивающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, прожи­вал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции;

при наличии у заявителя близкого родственника — супруга (суп­руги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе

усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, — постоянно проживающего на территории государства при­обретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее хо­датайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее граждан­ство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощен­ном порядке.

Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев.

Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей.

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайст­вующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Реше­ние об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суд.

Прекращение гражданства

вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполне­нию обвинительный приговор суда;

вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов);

путем выбора иного гражданства при оптации;

по иным основаниям, предусмотренными международного дого­ворами.

Двойное гражданство

Гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

В настоящее время институт двойного гражданства является одним из средств защиты прав русского населения в государствах нового зарубежья. Соответствующие международные конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулиро­вании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся сто­роны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачи­вая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулирова­ли конкретные вопросы приобретения второго гражданства.

Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоя­щее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.

Бипатри́д— в международном праве физическое лицо, имеющее одновременно гражданство двух или более государств, при котором каждое из указанных государств может требовать от данного лица выполнения его гражданских обязанностей.

При этом необходимо отличать случаи двойного гражданства, когда на основании межгосударственных соглашений оба государства признают за своими гражданами наличие обоих гражданств договаривающихся государств как равноценных, от случаев наличия двух (и более) гражданств (если это допускается законодательствами этих государств) государств, между которыми нет подобных соглашений, когда каждое государство рассматривает такого гражданина только как своего гражданина. В этом случае зачастую законодательством каждого государства не оговаривается порядок выполнения гражданских обязанностей бипатрида с учётом наличия у него других гражданств, поэтому в ряде случаев возникают серьёзные затруднения. Наиболее частой проблемой является служба в армии каждого из государств.

В России, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», граждане России, постоянно проживающие за рубежом, освобождены от воинского учёта.

Два гражданства можно получить по праву рождения от родителей — граждан разных государств, по праву почвы по факту рождения (действует в небольшом количестве стран — Аргентина, Барбадос, Бразилия, Канада, Колумбия, Ямайка, Мексика, Пакистан, Перу, США, Уругвай). Кроме того, можно приобрести гражданство в ходе натурализации, на основе заявления.

Законопроект двойного гражданства между Украиной и Россией так и остался проектом. На данный момент невозможно иметь официально гражданство России и получить гражданство Украины. Обратная ситуация может иметь место. См. Закон Украины “О гражданстве Украины”.

В Латвии сохранение прежнего гражданства при восстановлении гражданства Латвийской Республики (то есть обладание двумя гражданствами) допускается у лиц, эмигрировавших в период 1940—1990 гг., и их потомков.

При возвращении гражданства Литвы не обязаны отказываться от другого гражданства лица, лишившиеся литовского гражданства в возрасте до 18 лет. Вместо этого они должны написать заявление, в котором указывают, что выбирают гражданство Литовской Республики, и это заявление Департамент Миграции отправляет «в соответствующий орган иностранного государства» (например, посольство).

Многие государства, в частности, например, Германия требуют от гражданина другого государства, желающего принять их гражданство путём натурализации в общем порядке, отказаться от прежнего гражданства (имеются исключения). В США при принятии американского гражданства требуется формально отказаться от прежнего гражданства (принести клятву), но при этом не проводится проверка действительности отказа, например не требуется сдавать старый паспорт. Многие государства (Турция, Италия, Израиль (в случае получения гражданства в рамках «Закона о возвращении») и др.) не требуют отказа от прежнего гражданства.

В России Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» определяет двойное гражданство следующим образом: Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства другого государства. Таким образом, любой случай наличия у гражданина РФ другого (второго) гражданства является юридической ситуацией двойного гражданства, даже если с другим государством нет договора об урегулировании вопросов двойного гражданства.

В числе первых Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Сроки оповещения в ГУ МВД

О втором гражданстве до августа 2014 года можно было не уведомлять. После внесения изменений в закон «О гражданстве» в обязанности россиян стала входить обязанность сообщить о наличии второго паспорта или вида на жительство в иностранном государстве. От обязательного уведомления ГУ МВД освобождаются лица с гражданством Таджикистана и россияне, на постоянной основе проживающие за границей.

Для уведомления о втором гражданстве в ГУ МВД по месту жительства (пребывания в РФ) нужно подать специальное письменное уведомление. Для отправки уведомления лицу отводится 60 дней после получения российского гражданства или 30 дней после въезда на территорию РФ.

Второй срок предусмотрен для проживающих за пределами российской территории. Им не нужно подавать уведомление вплоть до возврата на территорию РФ. Уведомлять из-за границы необязательно.

После того как лицо въехало на территорию РФ, сроки для передачи уведомления не приостанавливаются на период нахождения за пределами страны. Даже если гражданин приехал на несколько дней, то нужно успеть подать уведомление в МВД.

Если лицо опоздает с передачей уведомления, то ему грозят штрафные санкции в размере 500-1000 р. (на основании ст. 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях). Если вовсе не исполнить свои законные обязанности, то лицу грозит уголовная ответственность. По ст. 330.2 Уголовного кодекса штрафные санкции составляют до 200 тыс. р. и до 400 часов обязательных работ.

Для отправки уведомления лицу отводится 60 дней после получения российского гражданства или 30 дней после въезда на территорию РФ.

Чиновникам закрывают пути отхода?

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков уже заявлял, что в Госдуме нет депутатов с двойным гражданством, потому что есть специальная комиссия, которая это контролирует. Однако, как показывает практика, такие вещи не всегда удается отследить. Поэтому в СМИ регулярно появляется информация о депутатах, которые якобы прячут иностранные паспорта.

Впрочем, некоторые и не скрывают свою недвижимость за границей. Например, у теперь уже бывшего заместителя председателя Правительства Ольги Голодец есть в распоряжении квартира в Италии и дача в Швейцарии. И об этом официально заявлено в декларации о доходах и имуществе. Конечно, формально это не запрещено. Однако владельцам недвижимости в другой стране в большинстве случаев намного проще получить вид на жительство, а впоследствии — и гражданство.

Поэтому некоторые чиновники могут использовать это как подушку безопасности: если в России начнутся проблемы, то можно будет легко начать новую жизнь где-нибудь, где потеплее. В последнее время такие примеры не редкость. Можно вспомнить экс-депутата Госдумы Алексея Митрофанова, который уже шесть лет скрывается от российской Генпрокуратуры где-то в Хорватии. Или бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича, который сейчас спокойно живет в Великобритании и плевать хотел на уголовное дело, которое было заведено против него в России.

Если, конечно, он сам публично об этом не заявит.

Международные соглашения

В настоящее время [уточнить] у России действуют два международных Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства:

  1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Договор был ратифицирован Федеральным законом от 15 декабря1996 года № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства» и вступил в силу 26 апреля 1997 года.
  2. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря1993 г.), на основании которого был принят Федеральный закон от 25 ноября1994 года № 41-ФЗ «О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства». Несмотря на то, что 10 апреля2003 г. Российской Федерацией и Туркменистаном был подписан Протокол о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства [3] , Соглашение продолжает действовать, так как этот протокол до сих пор не вступил в силу. 22 апреля2003 г. Президент Туркменистана С. Ниязов, не дождавшись вступления в силу Протокола о прекращении действия Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписал указ «Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией», согласно которому проживающие в республике граждане Туркменистана, которые в свое время, воспользовавшись Соглашением 1993 года, получили и российское гражданство, теперь в течение двух месяцев должны были выбрать, гражданами какого из двух государств они являются. Данный указ никак не повлиял на действие Международного Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном, так как находится в другом юридическом поле. Кроме того данные действия Туркменской стороны вызвали критику Государственной Думы РФ, а также неодобрение со стороны ряда правозащитных организаций. Несмотря на то, что в соответствии со статьей 2 Протокол должен был вступить в силу только после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, статья 8 самого Соглашения предусматривала, что оно прекращает действие в случае заявления одной из сторон о прекращении действия Соглашения за 6 месяцев до истечения очередного пятилетнего периода действия Соглашения, при этом статьей 8 не было установлено формы заявления и необходимости одобрения со стороны контрагента.

Действует Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года. Около 90 % граждан Абхазии имеют российское гражданство [источник не указан 666 дней] .

Действует Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 года.

Разрешает ли законодательство РФ иметь несколько гражданств (не двойное, а именно множественное)?

Ответьте пожалуйста, разрешено ли Законодательством Российской Федерации иметь несколько гражданств, с учетом того, что российское гражданство первое? Речь идет не о двойном гражданстве, а о множественном. Читала на сайтах, что с точки зрения юриспруденции и международного права двойное гражданство и множественное гражданство имеют разное понятие и суть. И вопрос о двойном гражданстве полностью лигализован на международном уровне только с Туркменистаном и Таджикистаном.

В моем случае я имею два гражданства, первое Российское и второе Киргизское. Оба паспорта получала абсолютно законно, заполняя все формы, анкеты, оплачивая госпошлины и т.п., то есть без “подкупа” и без “крутых связей в органах”. Мать гражданка РФ – живет в России, отец гражданин Киргизии. Я родилась в Киргизии, но первый паспорт и гражданство получила Российские.

И наконец о самой проблеме: Я нахожусь в Афганистане, вЪехала сюда с киргизским паспортом (по непредусмотрительности) будучи беременной, так получилось, что до родов выехать не успела и родила в Афганистане. Сейчас возникла трудность – как оформить документы на ребенка, чтобы при пересечении границы на таможне доказать что это мой ребенок и небыло проблем. Афганское гражданство (паспорт) я ему не хочу получать по той же простой причине что на таможне будут придираться и не докажешь что это мой ребенок.

Киргизского Посольства здесь нет. Тогда решила обратиться за помощью в Пос-во России в Афганистане, для оформления заявки на российский загран паспорт себе и свидетельство о рождении/загранпаспорт на ребенка. Предварительно наведя справки по интернету (поскольку по телефону в консульстве справок/инфо вообще не дают они), “перекопав” все поисковики и множество сайтов “подковала” себя информацией, зараенее подготовила необходимые анкеты, копии док-ов, фото и приехала в Посольство РФ в г.Кабул, добираться туда для меня непросто.

Каково было мое огорчение, когда меня просто холодно “от футболили” там. Работник консульства, что подошел к окошку первым вроде как хотел помочь и пытался выслушать мою ситуацию (сказал -я сейчас посмотрю что можно сделать в вашей ситуации и какие документы вам надо будет подготовить), но другой сотрудник подхватив наш диалог сказал:- “Нет мы ничем не можем вам помочь, и вообще о чем вы говорите, Россия неразрешает двойного гражданства кроме как с Туркменией и Таджикистаном, ну а вам в вашей ситуации надо вЪехать в Афганистан с Российским паспортом, чтобы мы могли рассматривать вас как гражданку РФ, либо езжайте в Киргизию или Россию и получайте документы по месту прописки там”.

Я говорю им – “так вся загвоздка ведь в том, что я НЕ могу выехеть отсюда с ребенком, а оставить грудного 7ми месячного ребенка ЗДЕСЬ (как вы советуете) (с К-Е-Е-М??) на время (которое займет не 1 неделю) пока я буду бегать в России ли, в Киргизии ли собирать документы – материнское сердце просто не может. “

Короче говоря мне сказали нет и всё. И кстати, работники Посольства вели себя грубо с посетителями. Мне же нагрубить неуспели, я просто никакая сразу вышла оттуда. За полтора года пребывания там, морально и физически истощенная у меня просто небыло сил с ними спорить, да и младенец на руках.. и уже в машине слезы не сдержала.

В итоге было я уже не надеялась на помощь посольства РФ, но случайно нашла ваш портал (сайт) и решила обратиться за помощью/консультацией к вам 🙂

Что вы можете посоветовать, пояснить, подсказать в данной ситуации?

Или всё же множественное гражданство запрещено законом РФ и работники Посольства были правы во всем сказанном ими мне?

Или всё же они могут/должны мне помочь, но не хотят? Если так, то какую информацию/ссылки/ законы/права мне им показать для того, что бы не игнорировали меня.

(Извиняюсь за возможные опечатки/ошибки, набираю текст с ребенком на руках) 🙂

С уважением, Стелла.

Здравствуйте Стелла! Множественное гражданство — наличие у лица двух и более гражданств (подданств) различных государств (в том числе — имеющим соответствующий договор или соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, следствием чего является распространение на него прав и обязанностей, установленных законодательством обоих государств). С Киргизией нет двойного гражданства.

Уважаемая Стелла! напрямую запрета на множественное гражданство в российском законодательстве нет. Но Россия, конечно, порицает множественное гражданство. Тем не менее даже при наличии иного гражданства – Вы все равно остаетесь для России ее гражданином.

Согласно статье 6 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ “О гражданстве” Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (у нас кстати один международный договор – с Таджикистаном, т.к. Туркменистан в одностороннем порядке приостановил действие договора о двойном гражданстве).

А раз Вы гражданин РФ, то на Вас распространяется один из самых главных приницпов гражданства – приницип защиты и покровительства.

Это значит, что в соответствии с ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Согласно статье 7 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ “О гражданстве” 1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. 2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Таким образом, вас нагло обманывают, не хотят исполнять свои обязанности.

Также согласно статье 12 указанного закона 1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Статья 32. этого же закона – Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, – в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, – в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Таким образом, посольство обязано приянть от Вас документы и офрмить на ребенка документы и никуда выезжать не надо. Сдайте все в канцелярию (зарегистриуйте) и ждите ответ. Действия работников посольства можно обжаловать:

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Евгения, огромное Вам спасибо за столь подробный подетальный ответ! Очень Вам признательна за эту ценную для меня информацию. Буду дальше готовить бумаги и снова поеду в посольство. Для ребенка у меня на руках есть только Выписка из местного Роддома, заверенная подписями и печатями докторов роддома, Министерства Здравоохранения Афганистана и еще нескольких органов. Но в посольстве, тот работник что подошел первым и хотел помочь сказал что мне нужна на этой выписке еще 1 печать – Ministry of Foreign Affairs (МИД Афганистана). Вот получу ее и пойду еще раз. А Вам еще раз спасибо и всех благ 🙂

Могу ли я обратиться/написать вам сюда, если возникнут дополнительные вопросы по этой же теме?

да, пишите, правда не гарантирую скорый ответ, но без внимания точно не останетесь 🙂

Приветствую Вас! Ваша главная цель получитьгражданство РФ для ребенка! Для получения российского гражданства и оформления паспорта, напишут ровно так как переведет переводчик в переводе св-ва о рождени( если имееться). Соотвественно попросите переводчика написать так как Вы хотите, имейте в виду Насчет отчества не умудряйтесь, вырастет ребенок и если ему надо, то сам себе отчество присвоит. Акцентируйте внимание на выправлении документов ребенку.

Федерального закона от 18.

Что это такое

В юридической практике понятие подразумевает выдачу одновременно двух общегражданских паспортов разных государств одному субъекту. При этом выдавшие документ страны должны ратифицировать межгосударственное соглашение «О двойном гражданстве».

Международный договор наделяет обладателя статуса следующими возможностями:

  • получение полного объема прав и обязанностей той страны, где он постоянно проживает в конкретный отрезок времени;
  • временное освобождение от обязательств со стороны второго государства до момента возвращения;
  • недопущение двойного выполнения юридических обязанностей. Срочная служба в армии происходит в одной из стран по выбору «дважды» гражданина, налоги уплачиваются в казну страны официального трудоустройства или постоянного пребывания.

При этом выдавшие документ страны должны ратифицировать межгосударственное соглашение О двойном гражданстве.

Двойное гражданство в России

Согласно Конституции Российской Федерации, двойное гражданство – это наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств.

Двойное гражданство в России.

Российское законодательство

Позиция России в отношении двойного гражданства определяется статьёй 62 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [1] :

  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

и статьёй 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года [2] , в соответствии с которой:

  1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
  2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

В соответствии с этими положениями, Россия не запрещает двойное гражданство, но в любых юридических вопросах считает человека с двойным гражданством только гражданином РФ, если иное не указано в федеральном законе [3] .

В настоящее время у России действуют единственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства Москва, 7 сентября 1995 г.

К вопросу о двойном гражданстве

К ВОПРОСУ О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ

КРАТКАЯ СПРАВКА

В международном праве и российском законодательстве понятие «двойное гражданство» означает наличие у лица одновременно гражданства (подданства) двух или более государств.

Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств. Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению. Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:

– отказ от прежнего гражданства как условие приобретения «своего» гражданства;

– прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;

– непредоставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.

При этом декларативные положения закона, например, о «непризнании двойного гражданства» или о возможности выдачи «разрешения на приобретение другого гражданства» сами по себе не исключат его возникновения, если не будут дополнены вышеупомянутыми ограничителями.

Обстоятельствами, способствующими возникновению двойного гражданства, являются миграционные процессы, целенаправленное привлечение мигрантов на свою территорию и связанное с этим терпимое отношение к наличию у них иностранных паспортов (Израиль), смягчение условий предоставления гражданства по этническим признакам (Германия, Греция) и по брачным отношениям, рождение детей с двойным гражданством в так называемых «смешанных» браках и т.д.

Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, только из наличия у этих граждан «своего» гражданства. Примером этого может служить прежний российский Закон о гражданстве от 28.11.1991 г. (ст.3, ч.1), в соответствии с которым за гражданином Российской Федерации «не признается принадлежность к гражданству другого государства». Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.6, ч.1) аналогично определяет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается «только как гражданин Российской Федерации». Оба закона содержат оговорки в отношении случаев, предусмотренных международными договорами. Новацией является оговорка в Законе от 31.05.2002 г. в отношении случаев, предусмотренных федеральным законом, из которой следует, что при законодательно определенных обстоятельствах гражданин России, имеющий иное гражданство, может рассматриваться как иностранец и соответственно ограничиваться в правах.

Оба российских закона о гражданстве (прежний и новый) не содержат полного набора упомянутых выше ограничителей и, следовательно, не исключают возникновения на практике двойного гражданства. Частичное ограничение введено в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.13, ч.1, п.«г»): одним из условий приема в российское гражданство является обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства. Приобретение же гражданином России иного гражданства не влечет прекращения российского гражданства, что особо подчеркивается в п.2 ст.6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. Не требуется отказа от иного гражданства при приобретении российского гражданства по рождению и при приеме детей в гражданство РФ (ст.12 и ст.14, ч.2 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.).

Международные соглашения, касающиеся двойного гражданства, как правило, не создают особых условий для его возникновения, а лишь констатируют его наличие у отдельных граждан на основе внутреннего законодательства сторон и регулируют связанные с этим практические вопросы (служба в армии, упрощение оформления проживания при переезде из одной страны в другую и т.п.).

– отказ от прежнего гражданства как условие приобретения своего гражданства;.

§ 3. Двойное и множественное гражданство

На практике чаще всего встречается двойное гражданство.

Правовое положение лица с двойным гражданством осложняется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, в принципе, может требовать от нею выполнения гражданских обязанностей (в частности, воинской).

Заключение международных соглашений является действенным средством преодоления всевозможных коллизий законов о гражданстве и их урегулирования 12 апреля 1930 г. в Гааге была подписана Конвенция о некоторых вопросах, связанных с коллизией законов о гражданстве, отдельные постановления которот! касались вопросов двойного гражданства. В преамбуле указанной Конвенции провозглашалось, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство и что необходимо до-биваться тиквидании всех случаев двойного гражданства При этом Конвенция подтвердила, что каждое государство само-стоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве, кто является гражданином данного государства. На основании такого подхода, следовательно, каждое государство может считать своим гражданином лицо, которое имеет помимо гражданства данного государства также и гражданство другого государства.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии со ст. 6 Закона о гражданстве РФ гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения гражданства РФ. Наличие у гражданина РФ двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Согласно упомянутой выше Конвенции государство не может осуществлять дипломатическую защиту лиц, обладающих двойным гражданством, против государства, в гражданстве которого эти лица состоят.

В некоторых случаях к лицам с двойным гражданством применяется критерий так называемого эффективного гражданства. Например, по ст. 3 Статута МС ООН 1945 г. в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Лицо, которое можно рассматривать применительно к составу Суда как гражданина более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Конвенция о некоторых вопросах, связанных с коллизией законов о гражданстве, устанавливает, что лицо, имеющее два гражданства, приобретенных без выражения волеизъявления с его стороны, может отказаться от одного из этих гражданств с разрешения государства, от гражданства которого оно намере-но отказаться. В таком случае от лица требуется выполнение условий, предусмотренных законом государства, от граж-данства которого оно намерено отказаться.

В 1930 г. в Гааге был подписан также Протокол относительно военных обязанностей в некоторых случаях двойного гражданства. Протокол предусматривал, что лицо, обладающее гражданством двух или более государств, обычно проживаю- Шее в одном из этих государств и связанное с ним фактически более всего, освобождается во всех других государствах от военных обязанностей. Это освобождение может, однако, повлечь утрату гражданства другого государства. Лицо, которое утратило гражданство одного из государств согласно закону этого государства и приобрело гражданство другого государства, освобождается от военных обязанностей в государстве, гражданство которого оно утратило. Однако в Протоколе оговаривалось, что его подписание не предопределяет вопроса о том, что указанные правила являются частью современного международного права.

Для урегулирования вопросов, возникающих в связи с двойным гражданством, между государствами заключаются двусторонние соглашения. Россия заключила с Таджикистаном в 1995 г. Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства. Стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны и договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают. В Договоре предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной. Аналогичное Соглашение было принято в 1993 г. Россией и Туркменистаном, однако в 2003 г. стороны подписали Прото-кол о прекращении его действия.

В Проектах статей по дипломатической защите, подготовленных в рамках КМП 2006 г., рассматриваемым аспектам посвящены ст. 6 и 7, в соответствии с которыми любое государство, гражданином которого является лицо с двойным или множественным гражданством, может осуществлять дипломатическую защиту в отношении этого лица против государства, гражданином которого это лицо не является. Два или более государств гражданства могут совместно осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица с двойным или множественным гражданством. Государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении какого-либо лица против государства, гражданином которого это лицо также является, кроме случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления требования.

В мае 1963 г. европейскими государствами была заключена Конвенция о сокращении числа случаев множественного граж- ланства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства. Конвенция устанавливает правило, согласно которому лицо, добровольно приобретшее другое гражданство, автоматически теряет прежнее гражданство. По Дополнительному протоколу 1977 г к названной Конвенции государства обязались информировать друг друга о всех случаях приобретения своими гражданами гражданства других договаривающихся сто-рон.

Рвропейская конвенция о гражданстве допускает множественное гражданство в случае его автоматического приобретения детьми при разногражданстве родителей и в случаях семейно-брачных отношений, когла жена приобретает граж- ланство мужа.

В рамках ЛАГ в 1954 г. была заключена Конвенция о лвой- ном гражданстве. В соответствии с этой Конвенцией лица, обладающие гражданством двух или более государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из этих государств, как правило, в государстве, на территории которого они имеют постоянное место жительства.

Вопросами двойного гражданства занималась КМП, которая пришла к выводу, что еще не созрели необходимые предпосылки для принятия конвенции о сокращении ДВОЙНОГО гражданства и исключении двойного гражданства в будущем. По этой причине Комиссия решила временно отложить рассмотрение вопроса о двойном гражданстве и ограничиться работой по вопросу о безгражданстве.

В преамбуле указанной Конвенции провозглашалось, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство и что необходимо до-биваться тиквидании всех случаев двойного гражданства При этом Конвенция подтвердила, что каждое государство само-стоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве, кто является гражданином данного государства.

Ссылка на основную публикацию