Что собой представляет реадмиссия иностранного гражданина в России в 2020 году

Что означает реадмиссия в миграционном законодательстве

Проблемы, возникающие из-за массовой миграции граждан в различные страны, связаны с уровнем развития государств. Невозможность заработать достойную сумму на жизнь подвигает людей уехать в более благополучную страну, чтобы там заниматься трудовой деятельностью. С регулировкой нелегальных миграционных потоков хорошо справляется такое понятие как «реадмиссия». Оно подразумевает процедуру приема государством своих граждан, а также иностранцев, которые ранее проживали на территории или временно на ней находились.

Пример такого процесса выглядит так: приезжает нелегальный мигрант, который не имеет соответствующих документов для законного нахождения в стране. После того, как факт его пребывания на территории чужого государства вскрывается, человека высылают обратно в то государство, где он проживал ранее. Миграционное законодательство гарантирует сохранность прав и интересов нелегальных приезжих.

Реадмиссия может рассматриваться как принудительное возвращение человека на родину, этому предшествует список причин.

Межгосударственные соглашения о реадмиссиии

Межгосударственные соглашения о реадмиссии, подписанные Россией, являются единственным основанием, по которому допустимо принудительное возвращение иностранца в этом порядке. Параллельно они являются единственным источником межгосударственного правового регулирования взаимоотношений в этой сфере.

Такими соглашениями устанавливаются:

  • взаимные обязательства стран друг перед другом в рамках реадмиссии;
  • порядок предоставления доказательств наличия основания для принудительного возвращения, в частности порядок представления документов;
  • порядок и сроки подачи соответствующих ходатайств, сроки предоставления решения по ним, в том числе по упрощенной процедуре;
  • порядок отклонения ходатайств;
  • условия передачи и виды транспорта, порядок и процедура транзита, порядок несения расходов по реадмиссии, порядок разрешения межгосударственных споров и так далее.

Для наиболее полного урегулирования вопросов, связанных с реализацией подписанных договоров, страны также подписывают исполнительный протокол к соглашению о реадмиссии.

Такой протокол, как правило, содержит:

  • перечень органов и служб от каждой из стран, компетентных рассматривать вопросы реадмиссии;
  • полный перечень документов, доказывающих наличие оснований для возвращения гражданина;
  • необходимость и порядок проведения собеседования с иностранцем;
  • перечень данных в запросе на возврат иностранца;
  • сопровождающие лица, порядок прохождения реадмиссии, язык, порядок несения расходов и прочие вопросы.

Еще раз напоминаем, что указанные соглашения и протоколы к ним являются основным источником правового регулирования отношений по принудительному возврату граждан. И именно они могут устанавливать те или иные особенности.

Государство Дата подписания Исполнительный протокол Действие Армения 20.

Что мигрантам делать с документами в России в ближайшие 3 месяца: новый указ президента о правовом положении иностранных граждан в РФ до 15 сентября 2020 года

15 июня президент подписал Указ N392 от 15.06.2020 г. о внесении изменений в Указ Президента от 18 апреля 2020 г. № 274 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Указ N392 вступил в силу 16 июня 2020 года.

Согласно новому указу президента, до 15 сентября будет приостановлено течение сроков действия следующих документов:

  • визы;
  • разрешения на временное проживание(РВП);
  • вида на жительство в РФ (ВНЖ);
  • миграционной карты с отметками о сроках действия;
  • удостоверения беженца;
  • свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем в РФ;
  • свидетельства о предоставлении временного убежища в РФ;
  • свидетельства участника Государственной программы;

Это значит, что если срок действия любого из вышеуказанных документов истекает в период с 15 марта по 15 сентября, то документ автоматически будет действовать до 15 сентября.

Важно! Обратите внимание, что приостановка течения сроков действия больше не распространяется на разрешения на работу, патенты на работу, разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Это означает, что с 16 июня патент и разрешения больше не будут автоматически продлеваться, то есть их нужно продлевать самостоятельно в обычном порядке, а значит с 16.06.2020 снова нужно будет вносить авансовый платеж за патент на работу.

Важно! С 16 июня по 15 сентября иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, могут обращаться с заявлениями о выдаче, продлении или переоформлении патента на работу без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ.

Помимо сроков действия документов до 15 сентября для иностранных граждан будет приостановлено течение сроков:

  • временного пребывания в РФ;
  • временного или постоянного проживания в РФ;
  • постановки на миграционный учет или регистрации;
  • сроков нахождения за пределами РФ участников программы переселения соотечественников и членов их семей, лиц, получивших РВП или ВНЖ, в случае если они не могут въехать на территорию РФ до истечения 6-месячного срока;
  • сроков добровольного выезда из России иностранцев, в отношении которых было принято решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации или реадмиссии.

Это означает, что если эти сроки истекают в период с 15 марта по 15 сентября, то они автоматически будет приостановлены до 15 сентября.

Другими словами, в указанный период иностранным гражданам не нужно продлевать документы о временном пребывании на территории России, в том числе продлевать визы, а также сроки постановки на учет по месту пребывания, сроки временного и постоянного проживания по РВП и ВНЖ.

Помимо этого, с 16 марта по 15 сентября в отношении иностранных граждан не будут приниматься решения:

  • о нежелательности их пребывания или проживания в стране;
  • об административном выдворении за пределы РФ;
  • о депортации или реадмиссии;
  • о лишении статуса беженца или временного убежища;
  • об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, РВП, ВНЖ, свидетельств участника Государственной программы.

Что касается работодателей мигрантов, получивших в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, то с 16 июня по 15 сентября работодатели, выполняющие установленные ограничения и санитарно-эпидемиологические меры, вправе обратиться с заявлением о выдаче или продлении разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшим в Россию по визе.

Разрешения на работу будут выдаваться без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 г.

Важно! Обратите внимание, что с 16.06.2020 работодатели больше не имеют права привлекать к труду иностранных граждан без патентов или разрешений на работу.

С полным текстом указа президента N392 от 15 июня 2020 г. вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна наша статья об изменениях в правовом положении иностранных граждан в период с 16 июня по 15 сентября или поделитесь информацией о новом законе в соц. сетях:

временного или постоянного проживания в РФ;.

Осуществление процесса реадмисии

Реадмиссия осуществляется после предварительного уведомления страны, которая должна принять иностранца, о решении применить такую меру. Порядок осуществления такого процесса выглядит так:

  • Изучение документации о принятии иностранного гражданина;
  • Подготовка и обработка документов;
  • Сбор и анализ доказательной базы по иностранному гражданину, которая подтверждает обоснованность такого решения;
  • Собственно передача иностранного лица при наличии специального свидетельства.

Реадмиссию можно отсрочить, если для этого есть основания, подтвержденные документально. К таким основаниям относится:

  1. Наличие у иностранного лица заболеваний, которые не позволяют ему покинуть страну без вреда для здоровья;
  2. Наличие у иностранца больных, недееспособных или умерших близких родственников, которые являются гражданами Российской Федерации;
  3. Подача иностранцем ходатайства о получении статуса беженца или политического убежища;
  4. Наличие чрезвычайных ситуаций (техногенная или природная катастрофа, стихийные бедствия и т.д.);
  5. Лишение свободы иностранного гражданина, которое осуществлено по решению уполномоченного органа;
  6. Прохождение иностранцем свидетелем или подозреваемым по судебному процессу или следственному действию.

Полностью отменяется процедура реадмиссии при смерти или безызвестной пропаже иностранного гражданина. Реадмиссия отменяется при получении гражданином статуса политического беженца и при предоставлении ему политического убежища. Также, если иностранец покинул страну самостоятельно, такое решение как реадмиссия отменяется.

Реадмиссия иностранного гражданина в РФ является крайней мерой, которая применяется только при наличии у иностранца очень веских оснований. В некоторых случаях решение о реадмиссии можно обжаловать в судебном порядке.

Остались вопросы.

Процедура задержания и отправки из страны

Граждане, попадающие под реадмиссию, ставятся на учет. Их подвергают дактилоскопии и фотографируют. Процессом в различных государствах занимаются специальные ведомства. Их задача — вести учет иностранных лиц, заботиться о помещении для их проживания в нормальных условиях, если на то есть необходимость.

Дактилоскопия- обязательная процедура при постановке эмигранта на учет

Если подопечные службы нуждаются в какой-либо помощи, она должны быть им предоставлена. Это может быть обращение в суд, направление в консульство или медицинское учреждение.

Задержанные лица при изъявлении желания должны быть обеспечены следующим:

  • Возможностью ходатайствовать о предоставлении убежища.
  • Поддержкой адвоката.
  • Медпомощью.
  • Возможностью в установленном порядке подать заявление на апелляцию.

В исключительных случаях, когда установлена вероятность побега, граждане, подлежащие высылке в рамках реадмиссии, могут быть размещены в специализированных помещениях, находящихся в ведении ГУВМ. Это правило не распространяется на тех, кто попал в государство как жертва торговли людьми, несовершеннолетних, не имеющих сопровождения, и семей с детьми, не достигшими совершеннолетия, инвалидов и т. п.

Перед осуществлением непосредственно процедуры реадмиссии оговаривается время и место, где она будет проведена. Пока иностранцы находятся на территории государства, за соблюдением их прав следят органы исполнительной власти.

Когда речь идет о возврате не достигших совершеннолетия граждан, не имеющих сопровождения, их могут выдать принимающей стороне только в том случае, если она докажет, что способна обеспечить их защиту.

Предусмотрено несколько причин, по которым реадмиссия может быть отменена, а именно.

Заключение соглашения

Для того чтобы в отношении иностранного гражданина была возможна реадмиссия, между страной, которая хочет его отправить со своей территории и государством, из которого он въехал, должно быть заключено соответствующее соглашение.

В этом документе чётко прописывается процедура реадмиссии между двумя конкретными странами начиная от того, кто может быть ей подвергнут, и заканчивая сроками исполнения. При этом следует учитывать, что наполнение такого документа в каждом случае может быть разным, и, например, соглашение о реадмиссии между РФ и Литвой может отличаться от такого же документа, регламентирующего этот процесс между Россией и Беларусью.

Как правило, инициаторами подобных соглашений являются страны, привлекательные для мигрантов. Процесс заключения таких межгосударственных соглашений далеко не всегда проходит гладко. Например, КНР, будучи заинтересованной в увеличении диаспор своих граждан практически во всех странах мира, такие документы ни с кем не подписывает, и борьба с незаконной миграцией китайских граждан проходит довольно сложно.

При этом следует учитывать, что наполнение такого документа в каждом случае может быть разным, и, например, соглашение о реадмиссии между РФ и Литвой может отличаться от такого же документа, регламентирующего этот процесс между Россией и Беларусью.

Общая информация

Кратко расскажем о реадмиссии иностранных граждан СНГ. Это легальное и принудительное средство для регулирования потока мигрантов . Вся суть процедуры сводится к тому, чтобы отправить нелегальных жителей в государство, откуда они прибыли в страну. Принимающая сторона обязывается в порядке, предусмотренном законом, принять нелегалов на собственную территорию.

В последнее время большую актуальность набирает проблема незаконной миграции

Принимающая сторона обязывается в порядке, предусмотренном законом, принять нелегалов на собственную территорию.

Президент продлил до 15 сентября срок на урегулирование положения иностранцев в России, застрявших из-за коронавируса

Указом № 392 от 15.06.2020 внесены исправления и дополнения в Указ Президента РФ №274 от 18.04.2020 г. «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Поправки вступили в силу с 16 июня 2020г.

Указом до 15 сентября продлены сроки временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период. Также продлеваются до 15 сентября сроки действия визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, миграционной карты с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверения беженца, свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельства участника Государственной программы.

Сейчас, когда начали работать миграционные службы, можно будет без паники и толчеи оформить (продлить) документы, подать заявления на долгосрочный правовой статус без штрафных санкций. До 15 сентября можно подать заявление на получение патента или продлить патент. При этом не будет иметь значения заявленная цель въезда.

Также важно, что до 15 сентября не будут приниматься решения о нежелательности пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.

Можно будет купить патент, получить разрешение на работу независимо от цели въезда, заявленной при въезде в Россию. Работодатели смогут получить, продлить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Очень важно, что за три месяца, данных Указом Президента, когда уже сняты запреты на работу миграционных служб, хоть и с некоторыми ограничениями на тесноту в очередях, можно будет массам мигрантов, соотечественников, урегулировать свой правовой статус.

С учетом Указания МВД 19.03.2020 г. № 1/2964 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения короновирусной инфекции (2019-nCoV), продолжающего свое действие, которое предписывает:

«3. При отсутствии у лиц, указанных в пунктах 1 и 2, миграционных карт выдавать ее дубликат, а также осуществлять постановку на миграционный учет.

Для оформления транзитных виз для выезда из Российской Федерации использовать имеющиеся в наличии вкладные визовые бланки серии М7.

Воздержаться от применения в отношении иностранных граждан указанных категорий мер административного воздействия, связанных с административным выдворением, депортацией, реадмиссией за нарушение ими миграционного законодательства.

При принятии решения о продлении срока временного пребывания и срока действия визы проставлять отметку в миграционной карте и осуществлять фотографирование и дактилоскопирование иностранных граждан указанных категорий, а также проводить проверки по автоматизированным учетам МВД России, в том числе на предмет нахождения в розыске.

4. При выявлении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания, проводить с ними разъяснительную работу о необходимости урегулирования своего правового положения в Российской Федерации.» –

тысячи нелегалов могут выйти из тени, и наконец оформить разрешительные документы на пребывание в России.

Ниже Публикуем текст Указа Президента РФ №274 от 18.04.2020 года (в редакции от 16.06.2020г) и Разъяснения МВД Росии в связи с введением в действие данного Указа.

Указ Президента РФ №274 от 18.04.2020 года «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (редакция на 16.06.2020)

В целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Приостановить на период с 15 марта по 15 сентября 2020г. включительно течение:

а) сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период;

б) сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членов их семей, лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, в случае если указанные лица не имеют возможности въехать в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – свидетельство участника Государственной программы), разрешения на временное проживание или вида на жительство;

в) сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

г) сроков действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство участника Государственной программы.

2. Установить, что в период с 15 марта по 15 сентября 2020г. включительно:

б) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.

2.1. Установить, что в период с 15 марта по 15 сентября 2020г. включительно:

а) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из Российской Федерации;

б) работодатели, заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Разрешение выдается (продлевается) без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина или лица без гражданства на любой срок до 15 сентября 2020г. включительно.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН

МВД России разъясняет дополнительные меры в сфере миграции с учетом смягчения ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции

(Официальный сайт МВД России, 15.06.2020 – 18:00)

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 г. № 392 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» для всех иностранных граждан, прибывших в Россию как в визовом, так и в безвизовом порядке, до 15 сентября 2020 года продлевается приостановление сроков временного пребывания (включая продление виз), временного или постоянного проживания (включая продление вида на жительство), сроков, на которые иностранные граждане поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия свидетельств о временном убежище, удостоверении беженца.

Для иностранных граждан, выехавших за пределы России до закрытия границ и имеющих разрешение на временное проживание, вид на жительство или свидетельство участника Госпрограммы, не засчитывается период с 15 марта по 15 сентября 2020 года в срок действия указанных документов.

Также в обозначенный период в отношении иностранных граждан не будут приниматься решения об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на временное проживание, видов на жительство, разрешений на работу, патентов и свидетельств участника Госпрограммы переселения соотечественников, лишении статуса беженца или временного убежища.

Обращаем внимание, что с 16 июня 2020 года для осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам необходимо разрешение на работу или патент с соответствующей оплатой авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.

При этом иностранные граждане имеют право обращения с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) разрешения на работу и патента независимо от цели въезда. Разрешения на работу иностранным гражданам из «визовых» стран будут выдаваться со сроком действия до 15 сентября 2020 года.

Одновременно с этим информируем, что работодатель или заказчик работ (услуг) в течение 3 рабочих дней после заключения с иностранным гражданином трудового либо гражданско-правового договора обязаны подать соответствующее уведомление в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России.

2020 года в редакции от 16.

Соглашение о реадмиссии

Применение реадмиссии активируется при наличии заключённого и вступившего в силу договорные отношения промеж странами.

Основополагающие положения:

— список лиц, которые подлежат реадмиссии;

— отчисление из обязательств;

— доказательная база гражданского подданства и пересечения границ;

— защита персональных данных;

— гарантия финансовой поддержки.

Множество соглашений имеют специализированные положения о реадмиссии лиц с ограниченными возможностями, не достигших восемнадцати летнего возраста без сопровождающих и прочее. Разработана схема мер безопасности для семей с целью их единства в ходе процесса.

Важно! Процедура реадмиссии не имеет родственных связей с административной ответственностью и наказанием.

К побуждающим манипуляциям страны к реадмиссии выступает заключение соглашений. Пример – условия гарантии упрощения визового режима промеж РФ и государствами Европейского Союза выступило подпись соглашения о реадмиссии. РФ и Литва заключили соглашение о реадмиссии, что стало рычагом для договорных отношений об облегчении транзитного порядка в Калининградскую область.

защита персональных данных;.

Применение реадмиссии в Российской Федерации

Для Российского государства реадмиссия обрела актуальность в 1994 году. Именно тогда было подписан договор с Европейским сообществом. Но реальное применение нового инструмента против незаконной миграции началось только с 2007 года.

2009, утверждающее порядок и условия нахождения субъектов до реадмиссии в ФМС;.

Глава ГУВМ МВД Валентина Казакова: Об актуальных вопросах миграционной политики

Для приезжих в Россию готовят облегченные процедуры оформления правового статуса и трудовых отношений с работодателями

Руководитель Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова рассказала корреспонденту «НГ» Екатерине Трифоновой о новеллах в миграционном законодательстве, связанных с коронавирусом, предстоящей цифровизацией самого ведомства и изменениями на рынке труда. По мнению Казаковой, пандемия показала, что «теневая занятость», о которой иностранные работники чаще всего и договариваются с российскими работодателями, оборачивается для мигрантов множеством проблем.

– С какими проблемами столкнулись миграционные органы в это сложное время?

– Закрытие границ, прекращение транспортного сообщения между странами, введение карантинных мероприятий привели к необходимости урегулирования правового положения находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

В это время особенно важно предотвратить риски здоровью граждан и свести к минимуму их контакты в помещениях при получении государственных услуг. По этой причине необходимо шире использовать информационные технологии. Для этого созданы все возможности – подать заявление можно либо по предварительной записи, либо через Единый портал госуслуг в сети интернет. Такая мера позволяет избежать образование «живой очереди». Наши сотрудники продолжают в полном объеме выполнять свои функции. Они также оказывают содействие сотрудникам Роспотребнадзора и органам здравоохранения в мероприятиях по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Всего с момента введения ограничительных мер за предоставлением государственных услуг обратилось порядка 1,3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

– Оправдало ли себя послабление требований к мигрантам в период коронавируса? Не привело ли к росту преступности среди мигрантов? Каким образом осуществляется в настоящее время контроль за мигрантами и нужен ли вообще такой жесткий контроль, как был до пандемии?

– Меры, введенные указом президента РФ, позволили всем иностранным гражданам временно оставаться и работать в России на законных основаниях. Каждый иностранец может при необходимости обратиться в органы внутренних дел с заявлением, на основании которого он получит нужные ему документы – будь это виза или отметка миграционного учета. Обладателям патентов, попавшим в сложную жизненную ситуацию, в том числе потерявшим работу, была предоставлена возможность временно не платить по патенту, причем сам патент оставался действительным.

Также разрешено работать на законных основаниях тем иностранным гражданам, которые находятся в России с иными, отличными от рабочих целями визита.

Начиная с 16 июня 2020 года все иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, должны иметь разрешительные документы. Работодатели обязаны информировать органы внутренних дел о приеме иностранных граждан на работу.

Самое главное, что люди не оказались в нелегальном положении, а значит многие социальные риски, включая противоправное поведение, не будут обостряться. Более того, в целом за январь-май 2020 года массив преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, сократился на 3,4%.

Несмотря на введенные временные меры, контроль за соблюдением иностранными гражданами законодательства остался прежним. Это же относится и к работодателям, у которых они работают. В этих целях проводятся профилактические мероприятия, наши сотрудники посещают места проживания и работы иностранцев. Совместно с органами занятости и региональными органами исполнительной власти налажено взаимодействие для оказания помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Система контроля и обеспечения безопасности в сфере миграции совершенствуется. Мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка соблюдения законодательства, проводятся на основе мониторинга и оценки соответствующих рисков – это значит, что принимаемые меры становятся более точными и эффективными, именно там, где это требуется.

Мы и сегодня продолжаем работать над улучшением механизмов, в основе которых лежат современные информационные технологии и системы управления данными. Задача состоит в том, чтобы для законопослушных граждан контроль был необременителен, а для нарушителей неотвратим, как и сама ответственность. Поэтому мы развиваем возможности электронных сервисов. В частности, 8 июня 2020 года Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, устанавливающий право иностранным гражданам, являющимся собственниками жилья в России, выступать принимающей стороной для других иностранцев. С момента вступления его в законную силу с 7 сентября 2020 года иностранные граждане могут ставить других иностранцев на учет по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Раньше это могли делать только высококвалифицированные специалисты-иностранцы.

После вступления его в силу также появится возможность регистрировать и снимать с регистрации иностранцев по месту жительства через Единый портал госуслуг.

– Какие в настоящее время действуют миграционные правила с учетом послабления ограничений?

– Ответы на многие вопросы даны указом президента РФ от 15 июня 2020 г. № 392. Иностранным гражданам, прибывшим в РФ, в безвизовом порядке, предоставлено право обратиться с заявлением о выдаче патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ. Работодатели, имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в визовом порядке, без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 года включительно.

Например, в Москве с 22 июня уже возобновили работу многофункциональные центры «Мои документы», расположенные в наиболее густонаселенных районах с хорошей транспортной доступностью. Подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России продолжают осуществлять прием и оказывать государственные услуги в сфере миграции, при этом в целях исключения образования очередей существует возможность подачи заявлений в электронном виде.

– 30 мая 2020 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. Какие мероприятия предусмотрены этим планом?

– Обновленный план мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы был разработан министерством внутренних дел в развитие предложений по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ, явившихся результатом совместной деятельности всех органов государственной власти в рамках рабочей группы по реализации Концепции, образованной распоряжением президента от 6 марта 2019 года № 58-рп.

В ходе исполнения плана предполагается совершенствование институтов постоянного проживания и гражданства РФ. Планируется создание нового правового режима для долгосрочного пребывания иностранных граждан в России, модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, а также комплексная информатизация системы государственного управления в сфере миграции.

Планом предусмотрен комплекс мероприятий по созданию единой информационной платформы, содержащей сведения об иностранных гражданах, обеспечивающей предоставление государственных услуг, взаимодействие между гражданами, организациями и государственными органами в электронном виде, а также позволяющей внедрить персонализированные информационные сервисы (личный кабинет, рассылка уведомлений в мобильном приложении). Предполагается сформировать государственную систему планирования и управления миграционными процессами, предназначенную для решения задач сбалансированного пространственного развития РФ, прогнозирования социально-экономических и инвестиционных потребностей субъектов РФ, учета и перераспределения кадрового потенциала по отраслям экономики и предприятиям.

– За последний год министерством подготовлено большое количество законопроектов, внесенных правительством в Госдуму. Предполагается ли внесение новых законопроектов в 2020 году и каких именно?

– Наша работа по законопроектам ведется по двум направлениям. Первое – это вопросы правового регулирования, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. К ним, например, относятся уже подготовленный и внесенный в правительство законопроект об упрощенном порядке привлечения иностранных работников в период подготовки и проведения международных мероприятий. Актуальным вопросом является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, а также выработка мер по предотвращению распространения опасных инфекционных заболеваний. В этой связи уже разработан законопроект, предоставляющий полномочия правительству РФ на определение правил транспортировки высылаемых лиц, имеющих инфекционные заболевания. Также готовим законопроект, направленный на разграничение правоохранительной деятельности по пресечению противоправных деяний от государственного надзора (контроля) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отмену плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Второе направление – это подготовка принципиально новых нормативных правовых актов, предусмотренных обновленным планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы.

– Правозащитники критикуют чиновников за отсутствие конкретной помощи для иностранцев, оказавшихся в сложном положении. Планируются ли для них какие-либо послабления или меры поддержки?

– Как уже было сказано выше, органами внутренних дел были приняты все необходимые меры по урегулированию правового положения иностранных граждан – независимо от цели въезда в Россию, установленных нормативными правовыми актами сроков обращения за документами и без соблюдения в отдельных случаях обязанности выезда за пределы РФ. Иностранцам предоставлена возможность временно находиться и работать в нашей стране. В случае обращения граждан сотрудниками подразделений по вопросам миграции оказывается помощь в составлении соответствующих заявлений, принимаются решения о продлении срока пребывания и выдаче документов.

Правозащитники, в свою очередь, также могут оказать конкретную помощь иностранцам, оказавшимся в сложном положении, например, защитить их трудовые права перед работодателем. Если они выявят признаки нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, то мы всегда готовы оперативно отреагировать на их обращения.

– Выносятся ли в настоящее время решения о выдворении иностранных граждан из России?

– В соответствии с вышеупомянутым указом президента РФ от 15 июня 2020 года № 392 в настоящее время в отношении иностранных граждан решения о нежелательности пребывания, об административном выдворении, о депортации или реадмиссии не принимаются. Вместе с тем, МВД России совместно с МИД России на постоянной основе взаимодействует с посольствами и консульскими учреждениями иностранных государств по вопросам организованного вывоза их граждан, в том числе тех, кто ожидает исполнения решений об административном выдворении или депортации.

– Пандемия снова поставила вопрос о том, что в России находится множество мигрантов без определенного правового статуса. Сколько же их? Что предполагается делать с такими лицами: выдворять или легализовывать? Например, содержание иностранных граждан в центрах временного содержания (ЦВСИГ), отправка их на родину и другие меры по выдворению и депортации затратны для государства. Легализация же, в результате которой в казну поступали бы взносы от патентов или госпошлин, наоборот выгодна. Тем более, что мигранты, длительное время проживающие в РФ, имеющие уже здесь корни и интересы, все равно страну не покинут. Ставится ли вопрос о проведении миграционной амнистии, насколько это вообще вероятно?

– Вопрос стоит несколько иным образом. Пандемия обнажила проблему «теневой занятости» иностранных граждан у работодателей, которые в этот период не выполнили свои обязательства перед работниками, пользуясь отсутствием письменных трудовых или гражданско-правовых договоров. Именно по этой причине многие люди оказались в нелегкой ситуации, были уволены или сокращены без предоставления соответствующих социальных гарантий, установленных российским трудовым законодательством и международными соглашениями.

В действительности, у большинства работающих в России иностранцев, как правило, есть разрешение на работу или патент, они законно находятся в нашей стране, платят налоговые платежи, но при этом не требуют от работодателя письменного оформления трудовых отношений, чем последние и пользуются. Официальный договор с работодателем – это гарантия работнику, что он сможет в острой ситуации защитить свои права – оспорить незаконное увольнение или сокращение, потребовать невыплаченную заработную плату, получить оплачиваемый отпуск, больничный лист, жилищное и медицинское обеспечение и многое другое, что обязаны предоставлять работодатели. Поэтому реальная проблема состоит не в отсутствии правового миграционного статуса и не в проблеме его получения. Причиной является неформальная занятость, не задокументированные трудовые отношения. Ведь проблема с миграционным статусом зачастую возникает, когда происходят проблемы на работе. Например, работодатель задержал зарплату или вовсе ее не выплатил, или выплатил, но в меньшем объеме, если сотрудник болел. Значит, работник не сможет оплатить патент, утратит право находиться и работать в России, окажется в нелегальном положении. Каждый иностранец должен понимать, что наличие обязательств со стороны работодателя в виде письменного договора – это гарантия защиты его прав, которая позволит избежать многих негативных последствий.

Вторая похожая проблема – это «теневой найм» жилья. Однако в этом случае уже не работодатель, а собственник или наймодатель жилого помещения не оформляет с иностранцем документы. Обращаем внимание иностранных граждан, что договор найма жилого помещения также как и трудовой договор желательно иметь в письменной форме. Только в этом случае наниматель может защитить свои права пользования жилым помещением. Одновременно с заключением такого договора собственник или наймодатель должен обеспечить постановку на миграционный учет всех иностранных граждан, кто будет проживать, а также продлевать его в установленных законом случаях. Наличие такого договора обезопасит граждан от неправомерного выселения, произвольного изменения платы, отказа от оформления или продления миграционного учета и многих других нарушений, ущемляющих права нанимателя.

Как видите, самые распространенные проблемы у граждан возникают в результате банального пренебрежения правовыми средствами обеспечения своих собственных прав. Просим иностранцев формализовать, что называется «закреплять на бумаге», договоренности со своими работодателями и собственниками жилых помещений.

В большинстве случаев нарушители, которым назначается наказание в виде административного выдворения за пределы РФ пользуются возможностью самостоятельного контролируемого выезда. Для этого они сами либо при помощи близких людей покупают билет на родину, и предъявляют его в суде, как подтверждение намерения добровольно выехать. В таких случаях никто не помещается в специальное учреждение, а сам процесс контроля самостоятельного выезда для государства не затратный. В специальные учреждения помещаются те граждане, которые либо не имеют документов для выезда в свою страну, либо не имеют средств на покупку обратного билета и им некому помочь, либо такие нарушители, которые уже ранее не исполнили обязанность самостоятельного контролируемого выезда, а также лица, отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы или в отношении которых было принято решение о нежелательности пребывания. Очевидно, что содержание таких граждан в специальных учреждениях вполне обоснованно и даже необходимо из соображений безопасности.

Мы уже говорили, что послабление или ужесточение миграционного законодательства не приведет к существенному изменению ситуации. Намного важнее предоставить более удобные и современные способы реализации гражданами своих прав, облегчить сами процедуры оформления миграционного статуса, трудовых отношений с работодателем, прав пользования жилым помещением с собственником, получения необходимых государственных услуг, выполнения обязанностей. Для этого мы сегодня активно работаем над развитием информационных сервисов, переходом к взаимодействию граждан, организаций и государства в электронном виде. Мы планируем в ближайшие три года полностью обновить всю систему правового регулирования и государственного управления в сфере миграции.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

В соответствии с вышеупомянутым указом президента РФ от 15 июня 2020 года 392 в настоящее время в отношении иностранных граждан решения о нежелательности пребывания, об административном выдворении, о депортации или реадмиссии не принимаются.

Соглашение о реадмиссии

Реадмиссия применяется только при наличии заключенного и вступившего в законную силу договора (соглашения) между государствами.

Соглашения между странами содержат следующие основные положения:

  • перечень лиц, подлежащих реадмиссии;
  • исключения из обязательств;
  • доказательства гражданской принадлежности и въезда;
  • временные рамки;
  • условия транзита;
  • защита персональных данных;
  • финансовое обеспечение.

Многие соглашения имеют специальные положения об реадмиссии лиц с ограниченными возможностями, несовершеннолетних без сопровождения и пр. Предусмотрены меры безопасности семей с целью сохранения их целостности в процессе реадмиссии. Следует отметить, что процесс реадмиссии не имеет отношения к административной ответственности и наказанию.

Механизмом побуждения государств к реадмиссии является заключение соглашений. Например, одним из условий облегчения визового режима между Россией и странами ЕС явилось подписание соглашения о реадмиссии. Россия и Литва подписали соглашение о реадмиссии, что являлось условием для заключения договора об упрощении порядка транзита в Калининградскую область.

Политика России направлена на заключение соглашений о реадмиссии со всеми государствами, которые являются «поставщиками» нелегальных мигрантов. Двусторонние соглашения уже подписаны со странами Европейского Союза (ЕС) и многими странами Союза Независимых Государств (СНГ), с Норвегией, Швейцарией, Турцией, Вьетнамом.

Схематично процесс реадмиссии выглядит следующим образом.

Реадмиссия иностранных граждан: что это такое, чем отличается от депортации и как приводится в действие

На чтение 12 мин. Опубликовано 21.02.2020

Потому проблемы нелегальной миграции могут быть решены лишь совместными усилиями заинтересованных государств.

Работодатели – послабления при привлечении иностранцев

Работодатели имеют право привлекать иностранных граждан без разрешений на работу и патентов, но при наличии разрешения на привлечение иностранных работников в период с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно. С 16 июня 2020 года работодатели должны оформлять (продлевать) указанные документы в обычном порядке, если срок их действия истекает после 15 июня 2020 года. При этом обязанность соблюдать ограничения и иные меры, направленные на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, сохраняется.

Обновление от 16.06.2020 : Иностранным работникам, прибывшим в РФ по визе, будет выдаваться (либо продлеваться) разрешение на работу без учёта требований к заявленной цели визита на срок до 15 сентября включительно. При этом работодатель обязан иметь разрешение на привлечение иностранных работников и соблюдать все ограничения, а также принимать необходимые меры для безопасного возобновления работы. Подробнее о требованиях к организации работы можно узнать из нашей статьи о возобновлении работы после отмены режима нерабочих дней.

С 16 июня 2020 года работодатели должны оформлять продлевать указанные документы в обычном порядке, если срок их действия истекает после 15 июня 2020 года.

Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2020 г. № 274

Приостановить на период с 15 марта по 15 сентября 2020 г.

Ссылка на основную публикацию